Депутат карельского парламента, лидер фракции «Яблоко» Андрей Рогалевич внес в Заксобрание законопроект, который в перспективе может изменить практику выдвижения кандидатов в губернаторы от партий. Рогалевич предлагает сделать так, чтобы сильные кандидаты получили право выдвигаться сами. Политолог Олег Реут побеседовал с автором инициативы.
Запрос на прямые выборы
— Ваш проект сразу оказался в центре внимания экспертов: насколько мне известно, подобных инициатив в регионах России еще не было. Хотелось бы уточнить ряд положений. Что вы предлагаете изменить?
— Я заинтересован, чтобы состоялось широкое обсуждение. Законопроект актуален, а его рассмотрение должно пройти в республике и за ее пределами, так как практики самовыдвижения в других регионах нет. Начнем с того, что в республике сложилась практика выборов высшего должностного лица, когда кандидатуры предлагают политические партии. Это исключает возможность участия в выборах самовыдвиженцев. Действующая норма должна быть расширена, это даст возможность участвовать в выборах гражданам, которые заявятся без политической афилированности и не будут зависеть от партийных указаний.
— Разве не достаточно политических партий, от которых можно получить поддержку на этапе выдвижения?
— Достаточно, но при этом если образуется союз или альянс партий при выдвижении кандидата, то сразу начинаются споры, от какой партии он пойдет. На фоне разности идеологий политических проектов всегда проявляется сложность в договороспособности. Это и есть препятствие на пути выдвижения тех кандидатов, которые претендуют на участие в выборах.
Кого выдвигают политические партии? «Единая Россия» — только того, кого направит Кремль. Есть ли хоть один пример, когда региональное отделение «Единой России» отклонило такого кандидата? При этом в регионе могут быть другие политики, которые способны реально конкурировать со столичным назначенцем. К сожалению, аналогичная ситуация и в других партиях. Кандидат порой известен заранее, он формально определен на партийной конференции и, как правило, играет отведенную ему роль. Естественно, появление самовыдвиженца добавляет элемент политической непредсказуемости, в том числе и непредсказуемости результата голосования. Но только в этом случае выборы вызывают интерес, а их победитель получает реальный мандат доверия.
— Что вы ответите скептикам, которые считают, что российская партийная система уже выдавила всех политиков-самовыдвиженцев?
— Нет-нет. Посмотрите, какой запрос существует на прямые выборы мэров городов и районов. Совсем недавно в Екатеринбурге шесть тысяч жителей вышли на площадь, чтобы поддержать сохранение прямых выборов главы. Даже на президентских выборах победитель шел как самовыдвиженец. Если кандидат действительно сильный, то партии и потенциальные спонсоры избирательной кампании будут сами выражать готовность поддержать такого политика.
Про фильтры
— Какой порядок предлагает законопроект?
— Этот вопрос уже урегулирован федеральным законодательством. Помимо прохождения муниципального фильтра — сбора подписей депутатов и глав муниципалитетов — самовыдвиженцу необходимо заручиться поддержкой жителей региона. Процент минимальный — 0,5% от числа избирателей.
— В Карелии примерно 520 тысяч избирателей.
— Да, значит, около 2500–2600 подписей будет необходимо собрать.
Это вполне выполнимо. Во-первых, минимальный порог сбора подписей определен действующим федеральным законом. Во-вторых, у самого населения подобная форма поддержки кандидатов вызовет только заинтересованность.
— Но потом кандидату все равно надо преодолевать муниципальный фильтр.
— На самом деле это делается параллельно. Новый порядок позволяет депутатам и главам муниципалитетов опираться на мнение жителей. Когда за выдвижение в губернаторы ставит подпись рядовой избиратель, у него появляется мотивация спросить у уже избранного им депутата, поступил ли он так же.
— Муниципальный фильтр критикуют многие участники губернаторских выборов. Не получается ли, что теперь у кандидата будет не один, а два фильтра?
— Не думаю, что в ближайшее время муниципальный фильтр будет полностью отменен. Я понимаю, что у кандидата-самовыдвиженца, который воспользовался бы моей поправкой, должна быть серьезная общественная поддержка, а сам он понимает, что его электоральная база намного больше, чем у отдельной партии в регионе. Конечно, эта система ориентирована на действительно сильных кандидатов.
— Подписи избирателей можно собирать через портал «Госуслуги». Он доказал свою эффективность при внедрении так называемого «мобильного избирателя» на мартовских выборах.
— Это было бы здорово. Очень надеюсь, что реформирование избирательной системы, о котором заявляет сейчас председатель Центризбиркома Элла Памфилова, пройдет в ближайшее время. Мы должны идти навстречу избирателю. Портал «Госуслуги» не только упрощает процедуру, но и предлагает сервис, к которому есть высокое доверие при верификации подписей.
Пройдет — не пройдет
— Как оцениваете перспективы своего законопроекта с учетом того, что большинство в Заксобрании Карелии находится в руках депутатов от «Единой России»?
— Я внес законопроект не для того, чтобы он был просто отклонен. Надеюсь, что во фракции «Единой России» есть достаточное количество депутатов, самостоятельно мыслящих и принимающих решения по тем вопросам, которые важны избирателям. Этот законопроект — четкий маркер того, готова ли совершенствоваться избирательная система в Карелии, готова ли отвечать на новые вызовы. По-другому болото стабильности не осушить.
Ожидается, что Заксобрание рассмотрит законопроект в мае этого года.
Андрей Рогалевич — единственный в стране представитель партии «Яблоко», который смог победить на выборах в законодательное собрание региона не по списку, а в одномандатном округе.