В начале марта 2018 года на площади в 10,9 тыс. гектаров в рязанском поселке Солотча создан природный заказник регионального значения «Солотчинский парк». Вскоре выяснилось, что не все участки леса вошли в его границы, и на месте бывшего пионерского лагеря «Юность» уже началась массовая вырубка вековых сосен, которые мешают установке забора вокруг будущего коттеджного поселка. Рязанские активисты, депутаты и собственники участков собрались 31 марта, чтобы обсудить вырубку леса. На встрече побывала корреспондент «7x7».
Заказник и вырубка
Губернатор Николай Любимов 7 марта 2018 года подписал постановление о создании государственного природного заказника областного значения «Солотчинский парк». Теперь на охраняемой территории нельзя строить дома и рубить деревья, если только это не санитарная вырубка. Но четких границ заказника не обозначили — они были отмечены координатными точками. Также в постановлении отсутствовала карта с точным обозначением территории.
Когда экоактивисты разобрались в местонахождении координатных точек, стало ясно: внутри охраняемой территории существуют участки, на которых можно рубить деревья и строить дома. На одном из них намечается появление коттеджного поселка. Он будет расположен между рекой Старицей и улицей Санаторий справа от санатория «Сосновый бор», рядом с бывшей территорией уничтоженного пионерлагеря «Юность». Информация об этом появилась в интернет-газете «Вид сбоку» 28 марта.
Там уже идет вырубка и выкорчевка сосен, началась установка капитального забора вокруг будущего элитного поселка. Площадка разделена на 33 участка по 10-12 соток.
Активисты обратили внимание еще на один участок, который не вошел в границы заказника: это 20 гектаров соснового леса, прикрепленного к детскому санаторию памяти В. И. Ленина. Участок находится недалеко от Лысой горы.
«Солотчу превратили в машину для выкачивания денег»
В Рязани 31 марта в офисе рязанского отделения ЛДПР состоялось собрание инициативной группы в защиту лесов Солотчи от застройки. На нее пришли экоактивист, секретарь Русского ботанического общества Андрей Петруцкий, депутат Государственной думы из фракции ЛДПР Александр Шерин, депутаты городской думы Петр Пыленок (КПРФ) и Анатолий Суслов (ЛДПР), начальник управления капитального строительства рязанской администрации Елена Буданова.
Андрей Петруцкий подтвердил факт уничтожения деревьев: он показал фотоснимки, сделанные утром 31 марта. На них — вырубленные деревья, временный забор и корни сосен, которые повреждены в ходе работ по установке ограждения.
По его словам, пока не началось строительство коттеджей, нужно спасать здоровые деревья Монастырской рощи. Он рассказал, что битва за природу Солотчи началась еще в 2007 году — с того времени активисты борются против застройки бывшего курортного поселка и хотят придать ему какой-либо охранный статус. Однако депутатам гордумы и прежнему губернатору Олегу Ковалеву постоянно что-то мешало сделать так, чтобы вырубка деревьев и повсеместная застройка стали невозможны. Любимов подписал постановление о создании заказника, но не включил в него некоторые территории. «Вполне возможно, что просто не успел разобраться в вопросе», — таково было мнение присутствующих.
По словам Петруцкого, сейчас можно пойти по двум пути: вернуть и застроенным, и еще незастроенным территориям Солотчи статус рекреационной зоны, либо включить эти «островки» в границы охраняемого заказника.
— Это не значит, что нужно что-то у кого-то отнимать — не надо. Как владели имуществом, так и будут владеть. В зону рекреации нужно перевести территорию бывшего пионерлагеря «Восход», санатория «Дружба» и эту территорию, которую сейчас определили под коттеджи. Потому что если начнется застройка — все, лес нам не вернуть. Уже сейчас Солотча превратилась в лесоповал, — сделал вывод Петруцкий.
Он также сказал, что Солотчу превратили в «машину по выкачиванию денег»: был старый маленький домик — построили на этом месте коттедж и продали за 12-15 млн руб. По его словам, дети таких «дельцов» живут за границей, а Солотча стремительно умирает, а губернатора наверняка ввели в заблуждение, чтобы иметь возможность продолжать застраивать эти места.
Кто-то из присутствующих заметил, что из-за появления таких неохраняемых «островков счастья для избранных» получился не заказник, а «откатник».
Депутат гордумы Петр Пыленок напомнил, что только после отмены статуса курортного поселка «новая власть начала устанавливать свои правила, и целый лес распался на фрагменты, которые возможно стало приватизировать». Что раньше уже почти приняли решение о присвоении Солотче статуса природного парка, оставалось только назначить администрацию. На это и другие затраты по оформлению документов требовалось 18 млн руб., но Ковалев так и не смог их найти. А пока разрабатывали проект природного парка, в Солотче продолжали вырубать деревья.
Александр Шерин пояснил, что он поднимал вопрос о сохранении подобных природных уголков в регионах на заседаниях Государственной думы, но ему ответили, что все полномочия по сохранению или не сохранению природных парков переданы в регионы.
О чем сказали собственники новых участков
Присутствующие на встрече владельцы участков, о которых шла речь, возмутились.
— Мы собрали деньги, купили участок. У меня трое детей, я хочу, чтобы они засыпали и просыпались под шум сосен. И покупали участок не для того, чтобы рубить деревья, а чтобы жить среди них, — рассказал владелец участка, представившийся Иваном.
Другой мужчина заявил, что спиленные деревья на фото — это санитарная рубка, а забор на этом месте был всегда.
— И строения на этом месте были — заброшенные бараки пионерлагеря, там такой ужас был в последнее время: собирались непонятные люди, пили, да там даже убивали! Вы говорите, что Солотча — для прогулок. Да вы никогда не гуляли в «Юности», это ж закрытая территория была! А деревья там все больные, их лечить надо. Мы даже думаем сделать специальную систему орошения.
Еще два владельца участков заявили, что присутствующие хотят отобрать их имущество, нарушить закон о собственности, хотя они покупали земли законно — на аукционе Росимущества.
Заместитель координатора ЛДПР в Рязани Дмитрий Володин стал успокаивать собственников: по его словам, никто не ставит целью отобрать чью-то собственность, да и не вправе, а за круглым столом собралась общественность только для обсуждения вопроса сохранения вековых сосен. Владельцы «делянок» не поверили и продолжили говорить об отмене права на собственность.
Александр Шерин спросил ксерокопии права на собственность или какие-то другие документы, но таковых у владельцев участков не оказалось. Тогда он предположил, что это никакие не собственники, а «провокаторы из городской администрации», которые не хотят слышать того, о чем им сказали неоднократно: никто не говорит об изъятии земли.
Однако кто-то из владельцев снова спросил, кто будет возмещать им убытки.
— Кто продал, тот пусть и возмещает — государство! — выкрикнули из толпы.
Анатолий Суслов напомнил, что в гордуме он входит в комитет по общественной безопасности и противодействию коррупции. И его очень интересует вопрос, кто и на каком основании перевел земли в разряд индивидуального жилищного строительства. Он добавил, что тоже хотел бы жить в Солотче, но покупать земли там никогда не будет, потому что это чересчур проблемная покупка. И потенциальные покупатели солотчинских земель должны об этом думать перед совершением сделки, а не после того.
— Точно помню, что на заседаниях гордумы такой вопрос не поднимали. Если б его обсуждали, то депутаты от ЛДПР и КПРФ — это уж точно! — голосовали бы «против». Но такого обсуждения не было, — сказал он.
В дискуссию вмешалась активистка Надежда Травина.
— Мы сколько лет бьемся за сохранность Солотчи, подаем жалобы на строительство всяких апартаментов, на незаконную распродажу земли. А нам в ответ: нарушений нет, нарушений нет. У меня дети, когда маленькие были, мы каждые выходные в Солотчу ездили — на лыжах, просто гулять или купаться. А теперь куда ни пойдешь — везде в забор уткнешься! Елена Николаевна, как так получилось? — обратилась она к Будановой.
Елена Буданова ответила, что рязанская администрация тоже выступает за сохранение Солотчи, что ответственные структурные подразделения еще не выдали ни одного разрешения на строительство в зоне достопримечательного места «Есенинская Русь». И никому не удалось перевести нежилые помещения — апартаменты — в статус жилых квартир.
— Да, перестраивают дома, по этим вопросам идут суды. И в некоторых случаях суд встает на сторону собственника и разрешает реконструкцию. Есть много спорных моментов, много ограничений, и нужно учитывать все мнения, а они по многим вопросам очень противоречивые, — заметила чиновник.
В заключение встречи Шерин пообещал направить депутатские запросы во все ведомства и выяснить, почему этот и некоторые другие «пятачки» не включили в границы заказника, кто и на каком основании вырубает деревьев, кто и на каком основании размежевал и теперь распродает участки.
С 1958 года Солотча была курортом регионального значения, в середине 1990-х закон о курортах изменился, в 2004 году поселок включили в состав города. Началась масштабная застройка территории, и одновременно — протесты против этого. Чтобы защитить Солотчу от вырубки сосен и возникновения многочисленных жилых комплексов, в 2009 году был разработан план проекта природного парка «Солотчинский», но на публичных слушаниях он был отклонен. Генеральный план Солотчи приняли только в 2012 году, когда на месте пионерских лагерей под видом «реконструкции» уже выросли многоэтажные дома. После его утверждения поселок продолжили застраивать.