Депутат Законодательного собрания Оренбургской области Владимир Фролов 25 марта сообщил корреспонденту «7×7», что его заявление генеральному прокурору России от 7 февраля «в связи с деятельностью „Сорочинского маслоэкстракционного завода“» направили из Москвы в прокуратуру области для проверки. Поводом для этого обращения послужила производственная травма рабочего завода Владислава Понятова, который остался без руки. Подробности — в материале корреспондента «7×7».

 

Что случилось

Из информации Следственного комитета, рассказов Владислава Понятова и его бабушки Ольги Понятовой сложилась общая картина произошедшего.  Судя по записи камеры видеонаблюдения, установленной в комнате пультовщиков, все произошло около 06:00 15 марта 2017 года. В то утро оператор грануляции Владислав Понятов, проработавший в этой должности восемь месяцев, должен был очистить вал миксера подачи лузги. О том, что он собирается это сделать, Владислав сказал пультовщику Александру Мосолову. Миксер остановили, но, когда Владислав начал его чистить, агрегат неожиданно заработал, и правую руку Владислава затянуло в ротор миксера. Спасение молодого человека заняло два с половиной часа. Сотрудники МЧС распилили агрегат. Владислава доставили в Сорочинскую центральную районную больницу. Правую руку ему пришлось ампутировать. Медики диагностировали у него переломы шести ребер и контузию легкого. Ясного ответа на вопрос, почему все это произошло, нет, но вполне возможно, что пультовщик Мосолов, утомленный бессонной ночью, проведенной за мониторами, запустил миксер случайно. Во всяком случае, по рации о пуске механизма он никого не оповестил.

 

 Комната пультовщиков «Сорочинского МЭЗ». Кадр из записи камеры видеонаблюдения

 

Красная кнопка

В марте 2017 года на «Сорочинском маслоэкстракционном заводе» работала комиссия Государственной инспекции труда Оренбургской области. В ее заключении, в частности, говорится: «Отсутствует устройство для отключения подачи электричества на электродвигатель привода миксера (который чистил Владислав Понятов утром 15 марта) с блокировкой механизма по месту установки и соответствующей пометкой перед проведением работ по чистке». Иными словами, если бы миксер был снабжен красной кнопкой, с помощью которой оператор грануляции мог бы самостоятельно, независимо от пультовщика, его включать и выключать, несчастье не произошло бы. Отметила комиссия и «неудовлетворительную организацию производства работ по безопасному ведению технологического процесса».

По словам Владислава, он, устроившись на завод летом 2016 года, поинтересовался, почему миксер не оборудован красной кнопкой, хотя другие механизмы, дробилки, конвейеры, грануляторы, ею снабжены. По словам Понятова, на это технический директор завода Константин Удаков ответил, что наличие красной кнопки «не предусмотрено техническим регламентом».

 

Уголовное дело, суд и еще одна экспертиза

Сорочинский районный суд вынес три не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных нарушениях РФ (КоАП) («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Постановления касались Константина Удакова, начальника смены Дмитрия Кириллова и генерального директора завода Вадима Лукашева. Все трое подали жалобы на эти постановления, сообщил корреспонденту «7×7» председатель суда Руслан Кучаев. Жалобы находились в производстве суда полгода. Это было связано с тем, что одновременно, в соответствии с возбужденным 14 апреля 2017 года Сорочинским межрайонным следственным отделом уголовным делом, проходила вторая (на этот раз судебная) экспертиза «по факту причинения вреда здоровью Понятову В.». По ее результатам, сообщил Руслан Кучаев, «должен был быть разрешен вопрос о привлечении в качестве обвиняемых конкретных лиц. Вынесение таких постановлений в отношении Удакова К., Кириллова Д., Лукашева В. исключало бы возможность привлечения их одновременно к административной ответственности».

После экспертизы Удакову, Кириллову и Лукашеву обвинение не предъявили, а уголовное дело закрыли. Как утверждал в обращении к генеральному прокурору Владимир Фролов, «в ходе следствия была осуществлена замена актов технической экспертизы, проведенной по постановлению следователя Жималова Д. А. Вторая экспертиза установила, что в цехе на момент происшествия якобы была установлена красная кнопка блокировки миксера. Следовательно, была произведена подмена первый экспертизы на вторую, ставшую основанием в отказе в возбуждении уголовного дела в отношении грубых нарушений охраны труда на заводе со стороны должностных лиц и администрации ООО „Сорочинский маслоэкстракционный завод“». Суд оштрафовал Удакова, Кириллова и Лукашева на 20 тыс. руб. каждого.

 

Главный корпус «Сорочинского маслоэкстракционного завода». Фото Александра Денежкина



Расследование уголовного дела возобновили

Как сообщила корреспонденту «7×7» старший помощник руководителя регионального управления Следственного комитета по работе со СМИ Анжелика Линькова, расследование уголовного дела возобновили. Теперь им занимаются не сорочинские следователи, а сотрудники первого отдела по расследованию особо важных дел. Владислава Понятова уже допрашивали в качестве потерпевшего.

Как сообщил корреспонденту «7×7» министр труда и занятости населения Оренбургской области Вячеслав Кузьмин, «обстоятельства и причины несчастного случая [с Владиславом Понятовым] были рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по охране труда Сорочинского городского округа».

 

«Таких протезов даже в войну не выдавали…»

Владислав после происшествия на заводе несколько месяцев лечился. В сентябре-октябре 2017 года он лечился за счет фонда социального страхования России в реабилитационном центре «Тараскуль» в Тюмени. Примерно за неделю до поездки туда в оренбургском отделении фонда Владиславу выдали два протеза — «косметический» и «рабочий». Качество эти протезов было настолько плохим, что, как рассказала корреспонденту «7×7» бабушка Владислава Ольга Понятова, «доктор в „Тараскуле“ посоветовал их выбросить».

— Таких протезов даже в войну не выдавали! — сказала Ольга Понятова. — 27 декабря я ходила к директору завода Вадиму Лукашеву на прием. Говорю: давайте решим этот вопрос мирным путем. Владу нужен нормальный протез, помогите нам его приобрести. Протезы дорогие, цена доходит до 4 млн руб. Откуда нам взять такие деньги? Лукашев ответил: через суд.

 

«Пять раз пытался уволиться по собственному желанию» 

После этого, по словам Ольги Понятовой, она обратилась на Первый канал, в программу Александра Гордона «Мужское/Женское». Канал снял телепередачу под названием «Сломанная жизнь». Она вышла на Первом канале 31 января 2018 года.

Владислав, его бабушка Ольга Николаевна и мама Светлана Понятова подробно рассказали о происшествии на заводе. Во время подготовки передачи, по словам Александра Гордона, «редакторская группа находилась в тесном контакте с директором завода Вадимом Лукашевым, который пообещал прислать [в эфир] не одного, а целых трех специалистов». Но «никто не то что не приехал, а все перестали выходить на связь».

В день выхода передачи на сайте регионального информагентства РИА56 на правах рекламы опубликовали статью под заголовком «Сорочинский МЭЗ: пострадавшему коллеге предоставили помощь и окажут поддержку». 

«В ситуации с Владиславом Понятовым ООО „Сорочинский МЭЗ“ предпринял все обязательные с точки зрения законодательства действия, нашему товарищу помогали и администрация завода, и весь коллектив. С первых минут после происшествия и в дальнейшем пострадавшему и его семье была оказана вся возможная помощь и поддержка», говорилось в материале.

В статье было написано, что Владиславу и его семье оплачивали транспортные расходы, компенсировали затраты, связанные с пребыванием в больнице, покупали дорогостоящие препараты, что руководство маслозавода сделало все возможное, чтобы пострадавший работник остался активным человеком, не выпал из жизни, остался кормильцем семьи.

«Мы создали и оборудовали необходимой техникой дополнительное рабочее место, на котором по настоящее время Владислав занимается ведением складского учета материального склада и наравне со всеми сотрудниками показывает отличный результат. Считаем принципиально важным то, что Владислав после произошедшей трагедии не сдался и после прохождения лечения принял решение продолжать свое профессиональное и личное развитие на ООО „Сорочинский МЭЗ“».

Как сообщил сайт orenday.ru со ссылкой на депутата Владимира Фролова, после выхода телепередачи дирекция завода выплатила Владиславу три миллиона рублей за моральный и материальный вред.

— Да, Владу создали рабочее место, он приходил и сидел за компьютером, — рассказала корреспонденту «7x7» Ольга Понятова. — Работать начал с 28 июня 2017 года. Пять раз пытался уволиться по собственному желанию, потому что на заводе его «прессовали», но увольнять его никто не хотел. В конце концов, после моих многочисленных походов к директору Лукашеву, Влада 20 февраля все же уволили, выплатили ему среднемесячный заработок за год. Сейчас мы ждем вызова в Москву на операцию. Когда мы ездили на Первый канал и участвовали в телепередаче, там присутствовали врачи — косметический хирург, протезист, — и нас прямо с телевидения отвезли в клинику. Там был консилиум, Влада осмотрели и решили сделать ему комплексную операцию — одну вместо трех.

 

«Руководство всегда старалось загладить происшествие выплатой денежной компенсации»

Член адвокатской палаты Оренбургской области Эльдар Шарафутдинов так прокомментировал ситуацию вокруг происшествия с Владиславом Понятовым: 

— За мою практику, в случае нарушения техники безопасности на предприятии,  руководство всегда старалось загладить происшествие выплатой денежной компенсации работнику. Бывало, что это происходило после нескольких обращений в правоохранительные органы. Рассматривая ситуации, в которых пострадали работники, я считаю, что помимо нарушения техники безопасности на опасном производственном объекте, немаловажными являются также: нарушения режима рабочего дня и отдыха работников; ненадлежащая организация производства и неудовлетворительная организация мероприятий по охране труда, которые должны обеспечиваться руководителем и иными ответственными лицами работодателя; непроведение аттестации рабочих мест. Если на предприятиях всех форм собственности будет соблюдаться техника безопасности, соответствующая международным нормам, не будет экономии на этом со стороны руководства предприятий, то это спасет от возникновения непредвиденных ситуаций, травм, увечий и летальных исходов.


За март 2018 года на промышленных предприятиях Оренбургской области погибли или получили травмы несколько работников.

11 марта с территории скважины Вахитовского месторождения в больницу доставили 26-летнего помощника бурильщика с тяжелой травмой живота, предположительно, от удара гидравлическим ключом.

18 марта на территории скважины Бобровского нефтегазового месторождения обнаружили тело 22-летнего помощника бурильщика с гематомой в области спины. По предварительным данным, во время демонтажных работ на рабочего упал ролик отсекателя весом 96 кг.

19 марта в подземном руднике предприятия «Гайский горно-обогатительный комбинат» (ГОК) упал комплекс проходки — пострадали проходчики 27 и 38 лет.

27 марта в цехе Орского завода транспортного машиностроения металлическая конструкция обрушилась на автомобиль-автовышку. Водитель погиб, а его напарник, работавший в люльке автовышки, получил тяжелые травмы.