В марте 2017 года «7x7» рассказал о ситуации в частном секторе на границе Йошкар-Олы и поселка Медведево. Владельцы-частники выступили против незаконной, по их мнению, застройки, которая приведет к ухудшению условий их проживания и не поможет инфраструктурному развитию микрорайона. Чего добились жители и что изменилось за год — в материале корреспондента «7x7».
О проблеме
Власти поселка Медведево выдали разрешение на комплексное освоение территории, застроенной частными одно- и двухэтажными домами. Многие жители улиц Медведево и Некрасова приобретали землю под индивидуальное жилищное строительство, они построили дома, в которых рассчитывали жить постоянно. Строительство явилось сюрпризом для многих из них — информации о публичных слушаниях по изменению статуса территории не было. Начавшиеся работы обеспокоили жителей, компания-застройщик не внесла ясности. Заявления официальных представителей инвестора и генподрядчика шокировали людей, поскольку они слышали в них лишь угрозы вытеснить их всех со временем из района проживания.
Свою позицию жители частного сектора начали отстаивать в суде. Подали иски о признании незаконными решений администрации поселка Медведево.
Суд признал незаконными результаты публичных слушаний по застройке
— В прошлом году суд признал незаконными результаты публичных слушаний по комплексному освоению территории, — рассказала член инициативной группы Татьяна Черепанова. — Решение, принятое Верховным судом республики, вступило в силу, но оно не исполняется. Чиновники обосновывают это тем, что они подали кассационную жалобу на это решение. Это, конечно, не может не удивлять.
Татьяна вспоминает об истории, которую жители «нарыли» во время судебных тяжб: собрание депутатов Медведево в 2015 году изменило в угоду застройщику (речь не идет о конкретной компании, занимающейся строительством на улицах Некрасова и Медведево) правила землепользования. Но эти правила не опубликовали, а значит, они не имеют силы.
— Если в 2013 году в нашем районе можно было строить только четырехэтажные дома, то в 2015 после изменения — восьмиэтажные, — сказала Татьяна Черепанова. — Мы никак не могли понять, почему у них правила землепользования под одним и тем же номером, от 2013 года, разрешают разную этажность. Докопались только в суде, когда попросили ответчика предоставить документы. Оказалось, что эти правила они опубликовали только когда мы начали с ними судиться — 16 декабря 2016 года. Но опубликовали под старым номером и старой датой. Получается, что на тот момент они не могли проектировать ни девяти-, ни даже пятиэтажные дома. При этом они продолжают строить и им на нас наплевать.
Что сказал застройщик
Гендиректор компании-застройщика (инвестора) «Управление механизации строительства» (одновременно он является главным инженером в ОАО «Управление механизации строительства» — заказчике и генподрядчике строительных работ) Дмитрий Маслеников сообщил, что после суда, в котором его организация участвовала в качестве третьего лица, строительство продолжилось.
— Мы сегодня сдали в эксплуатацию пятиэтажный 45-квартирный дом на улице Некрасова, — сказал Масленников. — Это единственный дом, который мы построили на этой территории. Что касается продолжения работы, оно будет зависеть от решения судов.
Инвестор сказал о том, что для него интересы «социально незащищенных 30-40 семей из бараков на улице Некрасова важнее интересов людей из двухэтажных кирпичных особняков». Он сообщил, что благодаря строительству пятиэтажки на Некрасова удалось расселить первый из восьми бараков. Правда две переселенные из аварийного жилья семьи получили квартиры не в только что сданном доме, а в других местах. Дмитрий Масленников помог одной из семей получить гараж. Он не уточнил, за чей счет людей переселяли.
Инвестор считает, что правила землепользования позволяют ему строить в квартале Некрасова-Медведево восьмиэтажные дома. Он дал понять, что в случае продления разрешения на аренду участков, начнется строительство именно восьмиэтажных домов.
Позиция чиновников
Представители администрации поселка Медведево оказались недоступны для комментариев в момент подготовки этого материала. О том, что их позиция неизменна, можно сделать вывод по информации из судов. Администрация поселка была ответчиком по искам жителей улиц Некрасова и Медведево. Ни одно из заседаний не завершилось мировым соглашением. Недавно глава Медведево Елена Загайнова подала иск на полмиллиона рублей к представителям инициативной группы жителей об оскорблении чести и достоинства. Суд первой инстанции отклонил его.
Обращения к главе региона
После смены губернатора (в апреле 2017 года ушел в отставку Леонид Маркелов, исполняющим обязанности, а после выборов и главой республики стал Александр Евстифеев) представители инициативной группы надеялись на то, что на них обратят внимание, нарушавших законы чиновников накажут, а строительство будет вестись по понятным правилам. По словам Татьяны Черепановой, попытки попасть на прием к Александру Евстифееву или передать ему информацию о своем видении проблемы, пока оказались безуспешными.
Застройщик Дмитрий Масленников сообщил корреспонденту «7x7», что руководитель региона в курсе ситуации. По его словам, до Александра Евстифеева «доведена информация о том, что строительство поможет решить проблемы людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Исследование о двойных стандартах
Представители инициативной группы провели собственное исследование. Они заинтересовались процедурой признания непригодными для проживания восьми кирпичных «бараков» на улице Некрасова. Именно эти дома должны быть снесены, а их жителям власти и инвестор улучшат жилищные условия. В исследовании жителям помог эксперт по строительству. Полный текст исследования находится в распоряжении «7x7».
Признанные аварийными кирпичные дома на улице Некрасова построили в 1976-1978 годах. Жители и эксперт сделали вывод о том, что документы на них составляли без выезда по конкретным адресам. Один из домов пятиквартирный, а в акте чиновники указали, что в нем четыре квартиры. Двухквартирный дом (по факту) чиновники назвали четырехквартирным.
В документах о признании домов аварийными указали, что в них печное отопление. На самом деле все дома оборудованы отоплением от газовых котлов, которые установили жители.
По мнению эксперта, кирпичные дома не разрушаются, их конструкция остается надежной с момента постройки.
В качестве противоположного примера в исследовании приведена история жительницы поселка Куяр Медведевского района. Женщина в течение четырех лет пыталась доказать в суде, что ее квартира, в доме №16 по улице Песчаная непригодна для проживания по причине аварийности. Квартира расположена в деревянном доме 1956 года постройки. В отличие от признанных аварийными кирпичных домов на ул. Некрасова, этот дом не оборудован никакими инфраструктурными удобствами. Физический износ здания по оценке эксперта составляет 79%. Его до сих пор не признали аварийным.
Причина применения двойных стандартов при оценке аварийности зданий, по мнению представителей инициативной группы, напрямую связана с инвестиционной привлекательностью территорий: там, где чиновники могут продать землю под застройку, они не проявляют щепетильности и готовы признавать аварийными вполне пригодные для проживания здания.