Группа в социальной сети «ВКонтакте» «Помощь рязанским бабушкам» была создана чуть больше недели назад и за несколько дней объединила больше 750 человек. Выездная группа добровольцев уже помогла с продуктами, уборкой и просто словами поддержки пятерым старикам. Корреспондент «7x7» Екатерина Вулих побывала вместе с активистами у прикованного к кровати мужчины и пообщалась с участниками выездной группы.
Последняя капля
15 марта рязанка Татьяна Днестранская написала в «ВКонтакте» пост о старушке, которая каждый день продает вязаные тапочки на ступеньках магазина «Дикси» на улице Станкозаводской в микрорайоне Канищево (с личной страницы текст позже был удален). Девушка призвала всех неравнодушных не пожалеть сотни рублей и купить тапочки. «Даже если они вам не нужны, купите их, пожалуйста! Она не просит денег просто так, она зарабатывает на хлеб. Потому что старость в нашей стране — это страшно!», — написала она. Ее поддержали многие рязанцы, несколько человек поехали в тот же день за домашней вязаной обувью. «Нам всем нужны вязаные тапочки!», — объявили в обсуждении ситуации.
16 марта в той же социальной сети появилась группа «Помощь рязанским бабушкам». Ее организовала Светлана Авраменко. В повседневной жизни она работает логопедом, раньше никакого отношения к организованной благотворительности не имела. «Фото и история этой бабушки стала последней каплей, я больше не могу просто смотреть на страдания стариков», — скажет она чуть позже при встрече.
В первый же день на карту одной из участниц группы «накидали» около 28 тыс. руб. Женщины накупили продуктов и отправились к «бабушке с тапочками», но внучка старушки и соседки им не обрадовались. Родственница ответила, что у бабушки все есть, она ни в чем не нуждается, соседки прокричали с балконов, что «ей нравится торговать тапочками!». Неравнодушные рязанки настолько расстроились и растерялись, что тут же и прекратили бы свою деятельность, если бы не деньги, которые собрали подписчики группы. «Они жгли руки, за них нужно было отчитаться!», — пояснили потом добровольцы. Продукты нужно было раздать другим нуждающимся старикам, но они не понимали, где их найти. А потом увидели старушку, которая копалась в мусорном контейнере в поисках съестного. Они представились «рязанской молодежью, которая помогает бабушкам продуктами к Пасхе» и донесли пакеты до квартиры.
«Она была в шоке. Никаких эмоций, только желание пакеты взять, и страх. Большой страх. Еще бабушка с помойки рядом — отказалась: страх был сильнее, мы не смогли уговорить даже просто взять. Что происходит в государстве, где старики боятся молодежь? Это уже мой страх. Это реально жутко. Баба Ирина говорит вам всем спасибо!», — отчитались за первый «рабочий день» организаторы группы.
В течение недели с помощью участников группы мобильные волонтеры успели помочь еще четверым рязанцам, которые оказались без средств к существованию и внимания родных. У одной подопечной даже поднялось давление — настолько она обрадовалась продуктовому набору и простому человеческому общению. В группе теперь обсуждают приобретение нового тонометра.
«Могу сидеть на диване, могу на стуле»
В минувший выходной группа из пятерых человек отправилась в район Дашково-Песочню к 50-летнему Алексею Ивановичу, прикованному к кровати. В сентябре 2017 года он получил травму позвоночника, четыре месяца пролежал в областной клинической больнице. В январе его привезли домой и «сгрузили» на старый диван. До пенсии мужчина не доработал, капиталов не накопил, оформить инвалидность, не отрываясь от дивана, пока не получилось. Чем питался все это время, не говорит. Упомянул только, что заходят двое соседей. Родственники есть, но у них своя жизнь, свои заботы.
— Травму получил в сентябре. Ну как «получил» — огрели меня по спине вечером, недалеко от дома. Благо, больница № 11 рядом, еле дополз, там уж мне помогать начали. Не буду уточнять, что произошло, не хочу еще проблем. Лежал в ОКБ — лечили, как могли. Медсестры были очень хорошие, внимательные. Есть шанс на дальнейшее лечение и реабилитацию, но таких денег мне и во сне не снилось. Между позвонками нужно вживлять специальные пластины, а они стоят по штуке баксов каждая. Так что все, отходился я, — говорит Алексей Иванович.
Он старается стать как можно незаметнее, куда-нибудь спрятаться от волонтеров, которые за полчаса перемыли тарелки с засохшей едой, выбросили мусор, отчистили стол, договорились с мастером о ремонте сломанного холодильника и с сантехником о возвращении в рабочее состояние смесителя на кухне. Бананы, мандарины, крупы, сухпаек, подсолнечное масло и консервы разложили по тумбочкам и на холодильных полках под подоконником. Мужчина заверил, что с приготовлением некоторых блюд справляется сам: рядом с диваном, на стуле, стоит мультиварка.
— Могу сидеть на диване, могу — с трудом, правда, — пересесть на стул. Руками шевелить могу. Больше ничего. У меня разрыв нерва в позвоночнике, — поясняет он.
Среди участников группы помощи присутствует соцработник, которая попросила не называть ее имени. С одной стороны, у мужчины нет инвалидности и соцслужбы не обязаны ему помогать, с другой — нельзя не помочь. Они уже сообщили о ситуации в бюро медико-социальной экспертизы, и комиссия должна осмотреть Алексея Ивановича со дня на день. Также мужчина вскоре должен получить инвалидное кресло.
«Все эти люди по-хорошему чокнутые»
— Обсуждение под постом о бабушке, продающей тапочки, шло ночью. Я пообщалась с рязанцами, которые предлагали действовать незамедлительно, и открыла группу. Всю ночь переживала за старушку, встала утром — в группу вступило еще несколько человек. И начали присылать деньги. Присылали и присылали, мы даже испугались. Так было радостно! А потом на нас вылили ушат грязи: вроде бы деньги мы хотим присвоить, старикам помогаем ради пиара. Какой пиар? Я в другой сфере работаю, пиарилась бы в своей профессии, — рассказала Светлана Авраменко.
«Мобильных помощниц» расстроила неудача с бабушкой с тапочками. Они так и не поверили утверждениям внучки и соседок, что у старушки все хорошо. Их вопросы пока остались без ответов: ей действительно так нравится продавать свои самовязы в летнюю жару? А стоять на морозе в резиновых сапогах и демисезонной куртке? Они надеются, что кто-нибудь из жителей Канищева все же расскажет об истинном положении дел.
По словам Светланы, несмотря на негативные комментарии в интернете, рязанцы хотят помогать нуждающимся в заботе и простом общении.
— Многие хотят делать добрые дела, но не знают, как. Мне присылают сообщения: «На площади Победы стоит бабушка, явно нуждающаяся. Как к ней подойти — не обидится ли?». А когда узнают о группе, сомнения пропадают. Многие благодарят за создание группы. Почему она востребована? Пенсия невелика, это не секрет, квартплата большая — тоже не секрет. Я люблю свое государство, не хочу хаять власть, просто называю вещи своими именами.
Родственники, по словам собеседницы, — это «отдельная тема». Когда они бросают в беде, это вдвойне обиднее, чем отсутствие помощи от государства. Не все их подопечные одиноки, у многих есть родственники, которые не обращают внимания на своих стариков. У одной старушки, к которой приезжали волонтеры, дочь живет буквально через стенку в частном доме, но даже не захотела расчистить от снега дорожку перед дверью матери, и пожилая женщина не могла выйти на улицу.
— Чтобы как-то систематизировать нашу работу, я хотела позвонить в соцслужбы и узнать, нет ли в их списках тех, кому помощь от государства уже оказывается, но ее недостаточно. Но оттуда позвонили сами и рассказали об Алексее Ивановиче. Я удивилась: откуда они узнали? Мне ответили: «Да про вас уже все знают». Это было приятно, что столько много людей решили помогать нуждающимся. Такая сила соцсетей.
Женщины постоянно забегали на кухню: помыть яблоко, выбросить мусор. Жительница этого микрорайона Елена Николаева даже удивилась вопросу, почему она здесь.
— Живу почти на соседней улице, как можно было пройти мимо такого сообщения? Всегда стараюсь помочь, чем могу. Все начиналось с кошек, — собеседница смеется. — Одну подберу, на другую деньги перечислю. Потом стала обращать внимание на больных детей и таких вот бедолаг, как Алексей Иванович. Да что мы его так величаем — молодой он еще, Леха. Поднимем Леху на ноги!
По поводу волонтеров, которые оказывают разнообразную помощь нуждающимся, уверена: «Эти люди — по-хорошему чокнутые». Еще говорит, что сама пережила множество потрясений и трудных жизненных моментов, именно поэтому не может пройти мимо чужой беды. К тому же старается приучить сына-подростка, который помог женщинам донести пакеты до квартиры Алексея Ивановича.
Галина Кайдакова давно знает, что самые нелепые, грустные, страшные жизненные истории — это не выдумки журналистов. Галина долгое время работала в отделе писем регионального издания «Мещерская сторона», и подобные письма проходили через ее руки.
— Мы просто читали, и то слезы на глаза наворачивались, а журналисты ездили к этим людям, разговаривали, видели всю эту боль. Это же такие переживания, потрясения. А у меня не так давно умерла старенькая мама, от нее остались хорошие памперсы. Вспомнила, с каким трудом я, здоровый человек, «выбивала» эти памперсы, и решила привезти. Он же до крана с водой дойти не может, не то что поездить за средствами гигиены. Но Алексей Иванович сказал, что ему уже не нужно, и слава богу! Отдадим другим нуждающимся. Это страшно, но на очереди их уже очень много, — развела руками Галина.
Часть группы помощи осталась дошлифовать уборку, часть отправилась по домам. Вышли из девятиэтажки малосемейного типа, осмотрели заржавевшие «рельсы», выполняющие функцию пандуса. Пользоваться ими невозможно: они установлены на слишком узком расстоянии друг от друга.
— Ну, дел тут на наш век хватит, — заключили женщины.