На заседании комитета Орловского облсовета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями 20 марта первый заместитель председателя регионального законодательного собрания Михаил Вдовин предложил оценить работу областного департамента здравоохранения в 2017 году как неудовлетворительную. О причинах такого предложения депутата — материал корреспондента «7x7».

 

«Нам удалось переломить рост смертности в Орловской области»

Начиная с 1996 года жителей Орловской области становилось все меньше. За 21 год их число уменьшилось с 905 510 человек до 747 247. Последние восемь лет средняя убыль населения в год составила 4 тысячи человек. Согласно официальному отчету, представленному облсовету департаментом здравоохранения Орловской области, в 2017 году в регионе умерло 11839 человек, а родилось 7143. Руководитель департамента Александр Лялюхин, выступая на комитете облсовета, назвал хорошим результатом, что в 2017 году умерло на 537 человек меньше, чем в 2016 году: «Я считаю, что это все-таки победа для нас, потому что только в 2016 году нам удалось переломить рост смертности в Орловской области — тогда умерло на 139 человек меньше, чем в 2015 году, а до этого несколько лет смертность только росла». В регионе разработали демографическую программу, но за последние годы на нее не было выделено ни рубля. В 2018 году не заложено ни одной копейки и на приобретение медицинского оборудования.

 

Александр Лялюхин

 

 «С тотальным дефицитом кадров надо что-то делать»

—  Наши организации не оснащены по тем стандартам, которые установлены Минздравом. Часть оборудования, особенно лабораторного, у нас просто отсутствует, — сказал Лялюхин. — Но одна из самых серьезных проблем — кадровая обеспеченность. Не укомплектовано 473,2 врачебных ставки и 349,5 ставки средних медицинских работников. С тотальным дефицитом кадров надо что-то делать, потому что по некоторым учреждениям, например, по детским поликлиникам, острая проблема с педиатрами даже в Орле, не говоря о некоторых муниципальных образованиях, где их нет напрочь, как например, в Колпне (В Колпнянском районе проживает около 13 тысяч человек).

Александ Лялюхин сказал, что в Северном районе Орла детских врачей в два раза меньше, чем нужно, в регионе не хватает терапевтов, врачей общей практики, сотрудников лабораторий, даже в областной больнице не хватает хирургов и урологов. В онкодипансере не хватает онкологов, а в некоторых районах области их нет вообще. Результатом нехватки врачей стали очереди в медучреждениях по 50 и более человек.

— Людям приходится вставать в шесть утра, чтобы взять талон к врачу. Но достается не всем. В течение недели талоны не выдаются. Несколько штук появляется на портале госуслуг, но их расхватывают в течение пяти минут, — сказал вице-спикер Орловского облсовета Михаил Вдовин. — Как попасть к врачу без талона? Идти в платную клинику! И там тебя тот же врач, к которому ты не смог попасть на прием бесплатно, примет с распростертыми объятиями за деньги. Крайне возмутительная ситуация!

 

Михаил Вдовин

 

Дефицит лекарств для льготников по-прежнему актуален

По словам депутата Вдовина, прибавляло проблем орловскому здравоохранению и государственное унитарное предприятие (ГУП) «Орелфармация», которое до недавнего времени заказывало лекарства для всех медицинских учреждений области. 

С 2014 по 2017 годы — в то время, когда губернатором Орловской области был Вадим Потомский — в «Орелфармации» сменилось четыре руководителя, все — приезжие. В это время начался лекарственный кризис, когда задерживали выдачу лекарств как федеральным, так и  региональным льготникам. К 2017 году проблема обострилась настолько, что орловчанка Клавдия Ставцева, инвалид 1 группы, получила положенные ей лекарства только после обращения к Владимиру Путину по прямой линии. Тогда президент сказал: «Для меня это тоже странно, потому что федерация в полном объеме обеспечивает финансирование для приобретения этих лекарств. Там могут быть проблемы, связанные с несвоевременными закупками, несвоевременным проведением торгов…». По словам Александра Лялюхина, потом выяснилось, что проблема была в федеральном недофинансировании региона почти на 300 млн руб.

С 14 июня 2017 года ГУП «Орелфармация» возглавил вышедший на пенсию замначальника УМВД по Брянской области Сергей Седякин. Спустя некоторое время после назначения Седякина электронную программу бухучета в «Орелфармации» настроили так, что провести платежи было невозможно без одобрения бухгалтерии ГУП «Брянскфармация». Как в самом ГУП «Орелфармация», так и в розничных точках (аптеках в районах области) установили электронную программу «БФ-фарма» (продукт ГУП «Брянскфармация»), позволяющую напрямую делать заявки в ГУП «Брянскфармация». При этом в «Орелфармации» имелась своя аналогичная программа, стоившая немалых денег, — об этом подробно писала «Орловская среда».

27 декабря Сергей Седякин покинул свою должность. Произошло это после обращения депутата областного совета Виталия Рыбакова в прокуратуру Орловской области с просьбой проверить руководителя «Орелфармации» на соответствие квалификационным требованиям.  Теперь обязанности директора временно исполняет Татьяна Дубовик, ранее занимавшая должность первого замдиректора компании. С компьютеров в «Орелфармации» исчезла электронная программа «БФ-фарма», но дефицит лекарств для льготников по-прежнему актуален. В начале марта заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова отметила, что «значительные сложности с обеспечением льготников лекарствами отмечаются в Чечне и в Орловской области». 



«Полная безответственность и перспектив не просматривается»

 — Почему по закупкам лекарств происходят вопиющие безобразия на грани преступлений? — спрашивал руководство департамента здравоохранения Михаил Вдовин. — Почему департамент не контролирует эту ситуацию? Почему через «Орелфармацию» десятки миллионов рублей уходило в непонятные фирмы? У меня акт Констрольно-счетной палаты (КСП) по вашему департаменту. Вещи просто вопиющие. Мы последние копейки из бюджета отдаем на закупку лекарственных препаратов, а «Орелфармация», и департамент закупает их с грубейшими нарушениями, по завышенным контрактам и через свои фирмы. Ответ оказался короче вопроса: «Мы не согласны с выводами КСП», и «Теперь „Орелформация“ закупает препараты только для собственных нужд и участвует в торгах наравне со всеми».

Михаил Вдовин пояснил корреспонденту «7x7», что проблема гораздо глубже и кроется она в бесконтрольности работы государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, принадлежащих Орловской области.

— На днях мы заслушивали руководителей департаментов, членов правительства по работе «ГУПов» и «АОшек», — сказал Вдовин. — Я спросил, кто ответил за  «Орелфармацию»? И оказалось — никто. Замгубернатора по экономике и финансам Вадим Тарасов сказал, что это не его полномочия — он проводит лишь балансовые комиссии. Руководитель департамента госимущества Ольга Платонова пояснила, что как учредители они лишь раз в год собирают отчеты. Хорошо, говорю, а совет директоров? Туда же входит представитель органов власти! На что получаю ответ от замгубенатора — руководителя департамента экономического развития Сергея Филатова — совет директоров собирается раз в полгода для согласования крупных сделок. То есть системы контроля нет. Все прикрываются одной фразой: мы не имеем права влезать в хозяйственную деятельность. Но я же не говорю о праве контролировать частные магазины «Магнит», я говорю о предприятиях, которые на сто процентов принадлежат Орловской области! Полная безответственность и перспектив не просматривается.

 

Очередь в поликлинике Северного района Орла. Фото Дмитрия Волкова

 

Философский вопрос

Депутаты спросили руководство департамента здравоохранения, насколько довольны жители Орловской области медицинским обслуживанием? Александр Лялюхин сказал: «Наверное, люди оценивают эту работу по-разному. У тех людей, у которых есть возможность обратиться за платной медицинской услугой или в платное здравоохранение, или воспользоваться „телефонным правом“, наверное, неплохо оценивают. А в большинстве своем население не совсем удовлетворено оказанием медицинской помощи, хотя у нас есть официальные данные от страховых компаний, ТФОМС, и есть независимая оценка общественных организаций, которые проводили анкетирование в медучреждениях — свыше 50-55 процентов все-таки в целом удовлетворены. Но как получены эти ответы, вопрос, конечно, философский. Так что нам есть, что улучшать».

Председатель Комитета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями Анатолий Крючков уточнил: «По данным Национальной медицинской палаты, 60 процентов населения не удовлетворено, 35 процентов — частично и только пять процентов удовлетворено полностью». 

— Лично я оцениваю деятельность правительства [области] в здравоохранении как неудовлетворительную, — заявил вице-спикер Орловского облсовета Михаил Вдовин. — Очереди, как мы поняли, есть и будут, перспектив никаких. По кадрам уже лет пять говорим — меры не принимаются. Закупки лекарственных средств — проблема. К врачам узкой специализации попасть невозможно. При этом врачи работают в сложнейших условиях, нагрузки в последнее время увеличены в полтора-два раза. И что за подход — если больнице надо сделать ремонт, она должна заработать на пациентах?

Окончательно облсовет оценит работу чиновников правительства области в апреле. Как сообщило  ИА «Орловские новости», начальник департамента здравоохранения Орловской области Александр Лялюхин вскоре может покинуть свою должность. На его место прочат бывшего руководителя аналогичного департамента в правительстве Белгородской области Ивана Залогина. В конце марта он приедет в Орел для встречи с временно исполняющим обязанности губернатора Орловской области Андреем Клычковым.