В Тамбове 17 января полиция задержала координатора регионального отделения движения «Открытая Россия» Владимира Жилкина вместе с супругой Наталией. Активистов доставили в Ленинский РОВД, где продержали более пяти часов. Причиной задержания полицейские назвали проверку, связанную с резонансным убийством, которое произошло в Тамбове 8 января. Корреспондент «7x7» поговорила с Владимиром Жилкиным о его внезапном задержании и политической ситуации.

 

«Актеры погорелого театра...»

— Владимир, расскажите, пожалуйста, подробнее о задержании и о том, как вели себя в этот момент полицейские?

— Нас с супругой лишили свободы крайне несимпатичные мне персонажи в полицейской форме, которые были неспособны сформулировать основания законности своих действий, а потому пытались разыграть какие-то спонтанные сценарии про плохую связь, про необходимость проверить мою причастность к убийству несчастной женщины в парке Дружбы. Актеры погорелого театра... Для проверки паспорта, который я предъявил по первому требованию, зачем-то надо было вызывать полицейский «бобик», но при этом по «плохой» связи сообщили, что «мы его задержали». На вопрос «А кого „его“ вы задержали?» начинается «танец у шеста», в ходе которого я понимаю, что мозг под форменной шапкой просто выкипает от усердия... Страшно, но предсказуемо, что чью-то трагедию со зверским убийством в парке Дружбы полиция эксплуатирует как страшилку, чтобы изображать законность своих действий, запугивая граждан статьей 19.3 КоАП («Неподчинение законным требованиям полиции»). Но не все так печально в тамбовской полиции — есть и нормальные, «живые» люди, романтики, переживающие, что вместо реальных дел, вместо ловли преступников их вынуждают следить за «политическими».

— Во сколько это случилось и сколько времени вы пробыли в РОВД?

— Около 16 часов нас лишили свободы и доставили в Ленинский РОВД, где практически сразу полиция забыла про убийство, а стала раскручивать новую тему — агитматериалы. Представляете, кто-то вешает стикеры со словами «#СтопПутин» на агитационные материалы ЦИК?! Это же преступление века! И вот несколько десятков заряженных на «справедливое» возмездие людей в погонах начинают допрашивать, досматривать, изымать, угрожать, издеваться, забывая не только о человечности, но и банально о времени. Окончательно удалось почти распрощаться с полицией в 11-м часу ночи после несанкционированного досмотра автомобиля. Открывают нужную дверку и сразу под сумкой находят 2 наклейки! Ну, согласитесь, не зря же минимум 20 унылых полицейских прожирало в этот день деньги налогоплательщика, не зря мучали мою супругу, доведя ее до первого в ее жизни гипертонического криза. Обыкновенный садизм...

— Какова, по вашему мнению, истинная причина задержания? Она связана с программой на XRadio, гостями которой 17 января должны были стать представители сети региональных движений «Голос», или с акцией «СтопПутин», которая не анонсировалась и о которой вы написали днем позже в Telegram уже по факту?

— Могу лишь гадать, но одно знаю точно — власть панически боится акций, скопления людей, критики. Я уже писал в своем Telegram-канале о том, что власть зачем-то рядится в одежды хама, паркующегося где угодно. Это забавно! Шутка, репост, стикер способны парализовать деятельность целых ведомств. И каждый раз, как и те горе-водители из «СтопХама», власть выставляет себя в самом глупом свете. Это и есть закат режима — полный паралич нервной системы власти. Задержания «открыточников» по всей стране подтверждают и мое предположение, да и диагноз.


«Вирус уже сделал свое дело»

— Насколько я поняла, акцию «#СтопПутин» в регионе не удалось провести так, как задумывалось? Расскажите, в чем ее смысл?

— Пока еще рано говорить об итогах акции. Это, как и акция «#Надоел», со стороны может казаться, что «не зашла», а по факту вирус уже сделал свое дело. Совсем недавно «надоел» про Путина нельзя было сказать. Сейчас это знают даже те, кто будет за него голосовать в марте. Нельзя перебить государственную машину пропаганды несколькими независимыми СМИ, но можно и нужно находить антидоты путинской истерии. Считаю, что именно сейчас, когда в общественное сознание запускается только одна заезженная пластинка — «Путин навсегда» — самое время запускать «#СтопПутин»!

 

«Бойкот и споры вокруг него лишь разобщают оппозицию»

— Темой радиоэфира, на который вам не удалось попасть из-за задержания, должны были стать легитимность и бойкот выборов. Хочется узнать ваше мнение на эту тему как регионального координатора движения «Открытая Россия» и как частного лица.

— На конференции «Открытой России» в декабре мы приняли решение, что не будем поддерживать какого-то одного потенциального кандидата потому, что выборов в их изначальном смысле не будет. Но будет и есть прекрасная возможность для становления новых политиков. Когда им еще расти? Сейчас лучшее время, чтобы доносить свои идеи, для обучения политике, апробации и оттачиванию политтехнологий, прекрасная возможность для изучения сути уже имеющихся политиков. Я уверен в переоценке значимости легитимности в сегодняшней ситуации. Всем, кроме незначительной группы лиц, увлеченных политикой, эта тема неинтересна. Ни Путину, ни так называемому Западу, ни даже российским оппозиционерам. Что, собственно, изменится в представлении этих групп после марта? Ничего. Брутальные программы не просто так транслируются российской пропагандой: кто сильный — тот и прав. Идея бойкота не нова, не единожды в современной истории ее предлагали в России, не единожды апробировали идею за рубежом. Я не вижу предпосылок для превращения бойкота в инструмент для смены или обновления власти в сегодняшней России. Ну, нет у нас ни сплоченной оппозиции, ни революционной ситуации, ни формального минимального порога явки на выборы. Тогда на что надеются приверженцы бойкота? Напротив, пока и гипотетический бойкот, и споры вокруг него лишь разобщают оппозицию, усиливают противоречия не с властью, а друг с другом. Поражает эгоцентричный наив приверженцев бойкота: мы не ударим палец о палец ради регистрации имеющихся кандидатов, но мы планируем наблюдать. Все это вместе убеждает меня в целесообразности поддержки либеральных кандидатов — сначала нужно создать условия для возникновения инструментов контроля и воздействия, а потом уже строить планы на март. Мне кажется, что проблема кроется опять же в пропаганде, идущей как от власти, так и от части самой оппозиции. Нас все время уводят от ценности самой идеи на значимость личности политика. Режим Путина предельно убедил меня, что культ личности — «любимые грабли» россиян.

 

«Самое сложное — изменить сознание людей с феодального на человекоцентричное»

— Какова ситуация с движением «Открытая Россия» в регионе и по стране в целом? Как вы оцениваете свои силы и влияние?

— «Открытая Россия» — прежде всего образовательный проект. Нет ничего сильнее и прекраснее, чем независимый и свободный для открытий и саморазвития человек. За эту гуманистическую позицию «Открытая Россия» и испытывает политические притеснения. «Открытая Россия» обречена и на наезды власти сейчас, и на победу завтра, так как предлагает уже сегодня жить по так называемым европейским ценностям. Самое сложное — изменить сознание людей с феодального на человекоцентричное. Представим себе, что Путина нет — устал, ушел... Как не наступить на любимые грабли россиян, о которых мы говорили ранее? Как органично, осознанно, бескровно перейти к современной форме — парламентской республике? Сейчас в обществе наличествуют две борющиеся ментальные конструкции: феодально-монархическая — режим Путина и парламентская, антифеодальная — «Открытая Россия». Это трудный, медленный процесс, но его видно, он идет. Люди меняются, люди начинают осознавать, что акция «Надоел» распространяется не только на Путина, но и на весь «кумовской феодализм». Увы, но инерция режима колоссальна: люди в своей массе продолжают молчать, бояться, терпеть, но они действительно меняются, людей все больше раздражает «свой северокорейский путь развития» для России. Людям очень скоро надоест быть несвободными. Я ежедневно это чувствую, когда тамбовчане останавливают меня, выражая солидарность действиям моими и моих коллег, рассказывая о наиглупейших решениях разнокалиберного начальства. Власть это тоже видит. Потому и запреты сайтов «Открытой России», потому и нелепые преследования. Режим методично разрушает себя сам — ему нечего противопоставить «Открытой России», идее свободы.


Владимир Жилкин родился 21 декабря 1974 года. Окончил Тамбовский государственный университет имени Державина по специальности «Социология». Преподавал в ТГУ, Тамбовском государственном техническом университете (ТГТУ) и тамбовской семинарии. В 2016 году был уволен после объявления об участии в выборах в Госдуму от ПАРНАСа. С 2016 года является региональным координатором движения «Открытая Россия».