В начале декабря 2017 года в Москве сотрудники ФСБ задержали по обвинению в шпионаже бывшего норвежского пограничника Фруде Берга. Следствие полагает, что Берг получил секретные документы, касающиеся Военно-морского флота России, от московского полицейского Алексея Житнюка, которого арестовали по подозрению в шпионаже в пользу США. Адвокат Илья Новиков занялся защитой Берга в конце декабря по приглашению норвежской стороны. Перед тем, как пойти в следственное управление Федеральной службы безопасности, адвокат предупредил, что с него возьмут подписку о неразглашении, и после этого он не сможет комментировать ход дела. Поэтому читателям своей странице на Facebook он 18 января заранее рассказал о своем видении дела норвежца Фруде Берга. Редакция «7x7» кратко пересказывает, что написал Новиков.
Некоторые СМИ писали, что Берг работал на ЦРУ и завербовал Житнюка. Это есть в материалах дела?
Официально эта информация не подтверждалась. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что Берг подозревается в работе на разведку Норвегии. По данным Новикова, версия следствия заключается в том, что Берг отправлял «Почтой России» конверты, в которых, предположительно, находились шпионские инструкции и деньги для российского «гражданина З». На допросах Берга не спрашивали про Житнюка. «Про вербовку агентов речи вообще не идет», — сообщил адвокат.
Говорит ли Берг на русском языке?
Новиков утверждает, что по-русски Берг почти не говорит. «Это создает ему сейчас массу бытовых проблем в СИЗО „Лефортово“. Ему подобрали сокамерника, немного владеющего английским, и еще один капитан из медслужбы СИЗО может с ним объясняться тоже по-английски. Обычно люди коротают время в изоляторе чтением, слушают радио, смотрят телевизор. У Берга таких возможностей нет, передать ему из дома норвежские книги по правилам СИЗО нельзя, можно только заказать на „Озоне“ английские», написал адвокат.
Новиков заявил, что Бергу нет смысла притворяться, что не знает русский язык, так как «еще не было случая, чтобы ФСБ отпускало кого-то, кого уже назвали публично шпионом». Еще один аргумент Новикова — суть дела не связана с тем, что Берг не знает языка.
Что говорит сам Фруде Берг?
Фруде Берг не признает себя виновным. По словам Новикова, обвиняемый утверждает, что не знал о том, что может быть частью разведывательной операции. По версии защиты, отправить конверты Берга просил его знакомый из Осло, он говорил, что в конверте находятся деньги и очень нужны человеку, для которого предназначены. Письма адресовались в Москву женщине по имени Наталья. Новиков пишет, что Берга удивляло, что женщине посылают деньги таким способом, но он не думал, что это может быть связано для него с каким-то риском.
Какие доводы приводит Новиков в защиту Берга?
Новиков написал о двух моментах, которые, по его мнению, говорят о невиновности Берга. Первый — Берг, по впечатлению адвоката, человек «совершенно не авантюрного склада».
— Ему 62 года, он полицейский на пенсии, имеет пятерых внуков. Мне кажется маловероятным, что он стал бы рисковать попасть в российскую тюрьму, если бы понимал, что существует такой риск, — написал Новиков.
Второй — после задержания Фруде Берг согласился давать показания с участием адвоката по назначению и стал объяснять следователю свою версию событий.
— Разведчик, которого готовят к возможному аресту и инструктируют, как себя вести, вряд ли стал бы так делать. С учетом этого, мне представляется правдоподобным, что Берга использовали втемную, — говорится в посте защитника.
Что Новиков говорит о человеке, передававшем конверты Бергу?
Адвокат не знает, что за человек передавал Бергу конверты и работает ли он на правительство Норвегии.
— Если это так, то норвежское правительство, полагаю, должно отвечать за его действия и приложить дипломатические усилия, чтобы Россия освободила Берга на тех или иных условиях. В то же время пока нельзя исключить и того, что этот человек мог быть провокатором. В деле 73-летнего украинца Юрия Солошенко, осужденного за шпионаж [в пользу Украины] в 2015 году, как мы сейчас достоверно знаем, было именно так. Это дело вообще по многим параметрам напоминает историю Фруде Берга.
Новиков не знает, почему конверты были посланы по почте.
Знает ли Берг какую-либо информацию, содержащую государственную тайну?
Новиков говорит, что следствие не считает, что Берг узнал или должен был узнать секретные сведения, которые, предположительно, были отправлены в конвертах. Адвокат подчеркнул, что это важно, так как «нет оснований считать, что возвращение Берга домой нежелательно для России, никаких тайн он в своей голове не увезет». Новиков уточнил, что состав статьи 276 Уголовного кодекса, по которой обвиняется его подзащитный, не зависит от того, удалось ли иностранной разведке фактически получить какую-то секретную информацию или нет, попытка ее передать тоже является преступлением.
— По версии следствия, Бергу отводилась роль курьера, причем только в одну сторону — из Норвегии в Россию. Кто получал ответные письма, неизвестно, и никто не говорит, что это был Берг. Поэтому для нас важно только, знал Берг или не знал о намерениях своего знакомого из Осло, — говорится в посте Новикова.
Как долго может идти следствие и какое наказание может грозить Бергу?
По предположению Новикова, следствие может идти до полутора лет, но, возможно, срок расследования будет меньше:
— Дело очень компактное по фактуре, никаких сложных побочных сюжетов в нем не видно. Так что этот срок в большей степени завит от субъективных намерений руководства. Суд по таким делам почти всегда проходит в закрытом режиме. Максимальное наказание по статье — 20 лет лишения свободы, но профессиональным иностранным разведчикам, каким ФСБ считает Берга, обычно дают не слишком много, и всегда учитывается возможность обмена на русского агента, — написал адвокат.
После того, как стало известно об аресте Берга, в его родном норвежском Киркенесе началась кампания за освобождение земляка. Мэр Киркенеса Руне Рафаэльсен 20 декабря обратился к норвежскому Министерству иностранных дел с просьбой начать переговоры с Россией об освобождении норвежца, а 30 декабря в городе состоялось факельное шествие в поддержку Берга под лозунгом «Вернем Фруде домой!».
В 2016 году Берг выступал против строительства забора на российско-норвежской границе. Норвежская газета Dagbladet уже сравнила Фруде Берга с другим известным скандинавским узником «Лефортово» — шведским дипломатом Раулем Валленбергом, который после Второй мировой войны погиб в советских лагерях.
Адвокат Илья Новиков в 2015 году защищал в судах украинскую летчицу Надежду Савченко, которую российские власти обвиняли в убийстве журналистов ВГТРК. Кроме того, Новиков известен как капитан одной из команд в телеигре «Что? Где? Когда?».