В преддверии президентских выборов на российской таможне стали чаще проверять и задерживать наблюдателей движения «Голос», которые возвращались из заграничных командировок. «Голос» 10 декабря пожаловался на действия пограничников президенту, главе Федеральной службы безопасности и уполномоченному по правам человека. «7x7» собрал истории наблюдателей, которых задерживали в аэропортах.

 

На что жалуются наблюдатели

Начиная с августа 2017 года, дополнительным проверкам на таможне в российских аэропортах подверглись около 23 участников движения «Голос». Они говорят, что если обычно на пограничном контроле в их паспортах сканировали все страницы (что уже является нестандартной процедурой), то теперь к этому добавились дополнительные проверки — досмотр багажа, пересчет наличной валюты, загранпаспорта уносили в отдельное помещение неизвестные сотрудники таможни. В актах таможенного досмотра пограничники не указали никаких нарушений закона со стороны наблюдателей. Координатор региональной сети «Голоса» Виталий Аверин добавил, что к нему в аэропорту подходил неизвестный сотрудник в штатском и спрашивал про работу наблюдательского движения. Активисты предполагают, что спецслужбы хотят знать об их передвижениях за границей. Дополнительные процедуры могли длиться до трех часов, поэтому наблюдатели из регионов опаздывали на рейсы.

 

Впечатления активистов

Координатор «Голоса» в Ярославской области Антон Шейнин:

— Практикой и повседневностью активистов «Голоса» стало традиционное сидение «на границе» в аэропортах, причем как на прилете, так и на вылете. Наши документы стабильно «дополнительно проверяют» от 20 минут до 1,5 часов. Еще выворачивают чемоданы, где нет ничего, кроме грязных носков и немногочисленных благ Европы, коих наше же правительство нас лишило, в частности — сыра. Все это делается, на мой взгляд, из чисто ритуальных соображений. На второй-третий раз начинаешь относиться к этому как части аэропортовой «полосы препятствий», то есть по-будничному спокойно.

Координатор в Рязанской области София Иванова:

— Когда мы возвращались из Польши в середине декабря с зимней школы наблюдателей, сначала пограничники объясняли проверку «случайной выборкой», но потом перестали это говорить, потому что из тысяч пассажиров проверяли только тех, кто занимается наблюдением. Каждый раз, когда мне возвращают паспорт, я при пограничниках проверяю паспорт, не выдрали ли страницу, не прокололи ли. Это потому, что уже были случаи, когда нашим активистам портили паспорта, а потом говорили, что паспорт испорчен и недействителен. Тогда при проверке в Шереметьево мне стало плохо, поднялось давление, пограничница сначала не приняла всерьез мои жалобы, пришлось вызывать доктора. Медики оказали мне первую помощь, подтвердили, что у меня повышенное давление, но на ускорение проверки это никак не повлияло, она длилась еще час. Я пыталась дозвониться дежурному пограничной службы, но никто не ответил. И после этой проверки паспорта нам еще устроили досмотр личных вещей в «зеленом коридоре». За границей я ни с чем подобным не сталкивалась, хотя путешествую довольно давно.

Координатор региональной сети наблюдателей «Голоса» Виталий Аверин:

— Проверки стали длительными и изнурительными. Чувствуешь себя, мягко говоря, неприятно, когда тебя не пускают на родину. Когда со мной беседовал сотрудник в штатском, он объяснил необычную проверку «противодействием финансирования террористических организаций». У активистов есть две версии, зачем нужны такие процедуры на границе: либо спецслужбы отслеживают наши передвижения за границей по штампам в паспорте, либо это просто психологическое давление.

 

 

 

Требования «Голоса»

«Мы считаем указанные выше действия ФСБ политически мотивированными. Фактически сотрудники ФСБ России в данном случае занимаются политическим сыском и дискриминацией группы своих сограждан по политическим признакам. Мы считаем, что давление на общественных наблюдателей может свидетельствовать о несоблюдении принципа открытости и гласности при проведении выборов — одного из главных принципов российских выборов, соответствующих международным избирательным стандартам».

Активисты потребовали от ФСБ:

  1. Сообщить, подозревают ли кого-то из участников наблюдательского движения в терроризме и экстремизме;
  2. Объяснить, с чем связаны дополнительные проверки членов движения;
  3. Пояснить, чем обусловлено такое внимание к передвижениям участников движения «Голос»;
  4. Разъяснить, как участники движения «Голос» могут развеять подозрения ФСБ России в причастности к террористической деятельности, если таковые имеются.

Эксперты «Голоса» входят в общественный совет при Центральной избирательной комиссии.

Несколько активистов жаловались на поведение журналистов федеральных каналов, которые пытались взять интервью у возвращающихся в Россию наблюдателей в аэропортах и задавали провокационные вопросы.


Реклама. Возникают сложности при растаможке товаров? Вопросы решить вам поможет таможенный брокер. Подготовка всей необходимой документации и помощь в решении вопросов на таможне.