Главы предвыборных штабов журналистки Ксении Собчак в регионах 9 января получили письма от общественной организации «Гражданский патруль» за подписью ее председателя Ростислава Антонова. В письмах говорится, что прокуратура Москвы проверяет высказывание Собчак о территориальной принадлежности Крыма на экстремизм [Собчак говорила, что «Крым — украинский с точки зрения международного права»]. Если высказывание признают экстремистским, то работники штабов якобы могут стать соучастниками преступления, говорится в письме. Его авторы предлагают штабам прекратить сбор подписей, остановить набор волонтеров и не собирать деньги на кампанию.
«7x7» рассказывает, что такое «Гражданский патруль» и как в региональных штабах отнеслись к таким предупреждениям.
Что такое «Гражданский патруль»
На сайте общественного фонда «Гражданский патруль» написано, что это «организация гражданско-правовой самозащиты граждан Российской Федерации». Она появилась в 2012 году. Ее активисты защищают права потребителей, оказывают юридическую помощь и следят за работой органов государственной власти. В «Гражданский патруль» можно отправить обращение о какой-то проблеме: о мусорных свалках, неотремонтированной дороге или ветхой автобусной остановке.
Члены организации часто собирают пожертвования или гуманитарную помощь, например, объявляют сбор денег погорельцам в Челябинске или отправляют в Луганск и Донецк газели с медикаментами, вещами и продуктами.
На сайте «Гражданского патруля» размещено множество петиций. В основном они связаны с решением региональных проблем: содержанием тротуаров в Новосибирске, безопасностью железнодорожного перехода в Кирове, созданием пешеходной зоны в Челябинске. Есть и неоднозначные инициативы, например, увековечить память участника вооруженного конфликта на Украине Арсения Павлова по прозвищу Моторола в Ухте.
По данным сайта, в организации зарегистрировано 10 тысяч волонтеров, отделения «Гражданского патруля» есть в 15 регионах страны.
«Инструкций не дается»
Предупреждение от «Гражданского патруля» большинству руководителей штабов пришло в мессенджере WhatsApp. При этом есть штабы, в которые письма не приходили, например, в кировский, рязанский и смоленский. Глава штаба в Кирове Алексей Кузьмин сказал «7x7», что никакой дополнительной информации не поступало и из федерального центра. «На шалости больных людей никаких инструкций не дается», — объяснил он.
В других штабах сказали, что этой проблемой занимаются в Москве [федеральный штаб Собчак готовит заявление в прокуратуру и региональные отделения полиции с требованием провести проверку], разъяснений для регионов по этому поводу не поступало.
Белгородский координатор Оксана Михайлик объяснила, что, когда возникает сложная ситуация в регионе, федеральный штаб оказывает поддержку: у каждого регионального руководителя есть куратор в Москве.
«Угрозу всерьез не восприняли»
В штабах к ситуации отнеслись без опаски. Глава ярославского штаба Собчак Алина Жестовкая сказала, что не удивилась и не испугалась, когда прочитала призыв активистов «Гражданского патруля».
— Во время работы на уральском телевидении меня угрожали убить намного чаще. Сейчас работа куда спокойнее. А бред, вроде писем и звонков подобного содержания, я мужественно хороню в недрах собственного сознания, есть же впечатлительные люди, зачем отвлекать их от работы?
В петрозаводском штабе над сообщением в WhatsApp посмеялись.
— Угрозу всерьез не восприняли. Собственно, никаких «угроз» и нет в тексте, есть фантазии автора о признании нас всех экстремистами. В отношении волонтеров точно никаких угроз нет и не было. В чате с волонтерами написали в качестве шутки. Они тоже всерьез не отнеслись, — объяснил руководитель штаба Иван Орлов.
В других городах волонтерам о письме не сообщали. В орловском штабе работает около 50 волонтеров, большинство о них не знает о предупреждении «Гражданского патруля», рассказал координатор Сергей Носов.
— Мы не нарушаем законодательство и потому не считаем даже нужным рассматривать или обсуждать фейковые заявления. Собственно, тут даже говорить нечего.
Координатор рязанского штаба Ксении Собчак Никита Матвеев считает, что, если «поступят угрозы, волонтеры штаба вряд ли испугаются и прекратят сбор подписей».
Другие проблемы
Главы региональных штабов рассказали об инцидентах, которые посчитали более проблемными, чем письма от «Гражданского патруля».
В канун Нового года неизвестные дважды нападали на орловский штаб. Сначала ободрали входную дверь, а затем выломали ее, но в помещение войти не смогли — помешала решетка. Волонтеры вызвали полицию и написали заявление. Больше, чем хулиганство, сторонников Собчак волнует позиция городской власти.
— Мы с середины декабря не можем согласовать с администрацией города Орла размещение надувного агитационного шатра для сбора подписей, — рассказал Сергей Носов. — Нам отвечают: все известные в областном центре площадки заняты под другие мероприятия. И предлагают городскую окраину и обойтись «без сборно-разборной конструкции, которая может создать препятствие для свободного движения граждан».
Никита Матвеев из Рязани тоже говорит, что невозможность агитировать за Собчак в людных местах его беспокоит гораздо сильнее, чем возможные угрозы.
— Нам не дают установить агитационную палатку, так называемую юрту. На днях агитаторов выгнали с железнодорожных вокзалов «Рязань-I» и «Рязань-II», хотя я подавал уведомление о мероприятии руководству железной дороги. Волонтеры заранее подошли к охранникам и спросили, позволят ли им собирать подписи. Им ответили: «Нам-то какая разница, лишь бы беспорядков не было». Но потом с обоих вокзалов их выгнали сотрудники, видимо, линейной полиции.
Телеведущая Ксения Собчак намерена участвовать в выборах президента России в 2018 году. Она выдвинулась от партии «Гражданская инициатива», ей нужно собрать сто тысяч подписей в свою поддержку до 20 января.