Дело бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых уже четыре месяца рассматривают в Пресненском суде Москвы. Пока идет допрос свидетелей. Выступающих со стороны обвинения в разы больше, чем со стороны защиты. «7x7» рассказывает самое важное из того, что происходило в деле Белых все это время.  

 

В чем обвиняют Белых

Никита Белых обвиняется в том, что получил две взятки на общую сумму 600 тыс. евро взамен на покровительство двум кировским предприятиям «Нововятский лыжный комбинат» (НЛК) и «УК „Лесхоз“», которые участвовали в инвестпроектах по освоению лесов. Следствие считает, что первую взятку 200 тыс. евро Белых получил в 2011–2012 годах от предпринимателя Альберта Ларицкого, которому тогда принадлежали НЛК и УК «Лесхоз». Предполагается, что деньги передавались через посредников — директора НЛК Владимира Сысолятина и вице-премьера кировского правительства Сергея Щерчкова.

Вторую взятку экс-губернатор якобы получил от следующего владельца НЛК — немецкого бизнесмена Юрия Зудхаймера с 2014 по 2016 год несколькими траншами. Общая сумма — 400 тыс. евро. Белых задержали 24 июня 2016 года в московском ресторане, где Зудхаймер, предположительно, передал ему последнюю часть взятки.

Более подробно о сути обвинения можно прочитать в материале «7x7».

 

Что было перед судом

Следственный комитет завершил расследование уголовного дела в конце марта 2017 года. Белых и его защита начали знакомиться с материалами дела (в нем 45 томов). Следствие хотело ограничить срок ознакомления с ним до 14 июля, утверждая, что защита затягивает процесс. Белых говорил, что распорядок в СИЗО такой, что он не успевает все прочитать. Суд разрешил знакомиться с материалами до 21 июля.

Адвокаты пытались вернуть дело на дорасследование, но сделать этого им не удалось. Прокуратура утвердила обвинительное заключение 3 августа. Подробнее о том, что происходило перед передачей дела в суд, можно прочитать в материале «7x7».

Первое заседание состоялось 5 сентября.

 

Что говорил Белых

Белых отрицает свою вину и считает уголовное дело провокацией правоохранительных органов.

Он считает, что не мог повлиять на то, чтобы инвестпроекты предприятий рассматривались медленнее или быстрее, так как члены правительства утверждали проекты коллегиально, а окончательно их согласовывали в федеральном Минпромторге.
Белых не отрицает, что собирал деньги с предпринимателей на социальные проекты. По словам подсудимого, в 2014 году они с Зудхаймером договорились, что он, как и другие бизнесмены, вложится в соцпроекты. Тот сначала согласился безналично перечислить деньги в благотворительный фонд «Вятка», но потом настоял, что передаст деньги наличными. Белых подчеркивает, что деньги предназначались не лично ему, есть аудиозапись этих разговоров (в суде она не звучала).

Белых и Зудхаймер договорились о встрече, но губернатор оказался занят и отправил на встречу свою подчиненную Катанкину. Зудхаймер передал ей конверт, и когда Белых вскрыл его, там оказались 50 тыс. евро. Эти деньги Белых отдал своему доверенному лицу Алексею Пыхтееву, чтобы тот положил их на счет фонда.

По эпизоду взятки в ресторане Москвы в 2016 году Белых пояснял: Зудхаймер вручил ему пакет с бутылкой вина и поздравил с прошедшим днем рождения. Белых поставил пакет на пол, прикасался только к ручкам, внутрь не заглядывал. После его задержали и нашли на руках следы спецраствора, которым, по мнению защиты, был обработан весь пакет и его ручки, а не только деньги в нем.
После задержания Белых сам попросил у оперативников бумагу и ручку, чтобы описать ситуацию.

— Дело в том, что тогда я был совершенно уверен, что задерживают Зудхаймера. Когда из пакета выложили деньги, я счел, что мне нужно объяснить, как они могли там оказаться. На тот момент я не понимал, что это провокация, что Зудхаймер будет давать ложные показания и оговаривать меня, — сказал он.

Белых отрицает, что когда-либо получал деньги от Альберта Ларицкого. Он предполагает, что факт передачи денег от Владимира Сысолятина к Сергею Щерчкову мог быть, но Щерчков брал их для себя (он жаловался на нехватку денег).
Белых настаивает на том, что Зудхаймер, Ларицкий и Щерчков его оговаривают, потому что находятся в зависимости от силовиков — на каждого из этих свидетелей было заведено уголовное дело. Ларицкий находится в СИЗО по уголовному делу о мошенничестве с кредитами.

 

Что говорили свидетели обвинения

Основные свидетели обвинения — это экс-владельцы НЛК Альберт Ларицкий и Юрий Зудхаймер и бывший вице-премьер правительства области Сергей Щерчков.

Альберт Ларицкий

Альберт Ларицкий показал на суде, что стал владельцем НЛК в 2008 году. В 2009 году менеджмент НЛК решил, что для работы предприятию необходимы лесные участки. Одним или двумя годами позже руководство НЛК обратилось к Щерчкову с просьбой предоставить им эти участки. Тот пообещал помочь и якобы намекнул, что за это нужно отблагодарить губернатора — Никиту Белых. Ларицкий понял это как просьбу дать Белых деньги. В 2012 году Щерчков якобы напомнил об этом Ларицкому. Тот взял 200 тыс. евро из сейфа в своем доме в Швейцарии, прилетел в Киров, передал деньги Сысолятину, чтобы он отдал их Щерчкову, а тот — Белых. Сумму он определил «произвольно, исходя из тех прибылей, которые мог получить». Когда арест Белых начали освещать в прессе, Ларицкий написал заявление о преступлении, когда его водили на очередной допрос в ФСБ. 

Юрий Зудхаймер

Юрий Зудхаймер получил НЛК и УК «Лесхоз» в 2013 году — Ларицкий отдал предприятие своему другу Зудхаймеру, потому что был должен ему 37 млн руб.

Свидетель рассказал, что в марте 2014 года Никита Белых пригласил его на встречу в свой кабинет. На ней губернатор якобы потребовал от Зудхаймера 200 тыс. евро на выборы, потому что это была давно установленная «такса» для предприятия. Предприниматель предложил перевести деньги на избирательный счет Белых, но тот отказался, потому что российское законодательство запрещает получать деньги от иностранцев. Зудхаймер сказал, что он позвонил своим друзьям и попросил доставить эти деньги в Москву. После этого в Кирове он отдал Белых пакет с деньгами. Это произошло в середине мая.

Зудхаймер рассказал про письмо от правительства области, в котором была угроза закрыть инвестпроект НЛК «практически на стадии его завершения». После предполагаемой передачи взятки это письмо «исчезло». Зудхаймер заявил, что через некоторое время губернатор снова потребовал у него деньги — еще 200 тыс. евро. В мае 2016 года он отправил отдавать деньги своего племянника Эрика Зудхаймера — всего 50 тыс. евро, в тот момент бизнесмен не смог собрать больше. Племянник передал деньги помощнице Белых Катанкиной. Белых якобы был недоволен суммой. Зудхаймер обратился в ФСБ в июне 2016 года. 

Сергей Щерчков

Щерчков рассказал, что Белых покровительствовал Нововятскому лыжному комбинату и дал поручение департаменту лесного хозяйства быстрее утвердить инвестпроект предприятия. Это было сделано. В 2011 году Белых якобы сказал Щерчкову, что Ларицкому очень много помогают с инвестпроектами, он должен за это отблагодарить. Вице-премьер передал эти слова Ларицкому. Ни форма благодарности, ни ее размер не обговаривались.

Весной 2012 года Щерчков встретился с директором НЛК Владимиром Сысолятиным, который в машине перед зданием правительства области по поручению Ларицкого передал пакет. Щерчков туда заглянул и увидел там четыре пачки денег по 500 евро. Щерчков зашел в здание правительства, пришел в кабинет Белых, положил перед ним пакет и вышел. Ларицкий позвонил Щерчкову через некоторое время, убедился, что пакет был передан и что «шеф доволен». Щерчков утверждает, что Белых дал ему указание и дальше помогать НЛК. Щерчков считает, что переданные деньги были взяткой. Щерчков обратился в правоохранительные органы с заявлением о передаче взятки в 2016 году. Он не сделал этого раньше, потому что боялся потерять работу.

Что рассказали на суде другие свидетели — бывшие члены правительства Кировской области — можно прочитать в материале «7x7».

 

Что говорил свидетель защиты

В суде выступил единственный пока свидетель защиты — коллега и доверенное лицо Белых Алексей Пыхтеев. В 2016 году Белых пригласил Пыхтеева на свой день рождения в губернаторскую резиденцию. Белых попросил его перечислить на счет Военно-исторического общества 200 тыс. евро, передал часть суммы — 50 тыс. евро. Оставшуюся сумму губернатор хотел передать во время следующего визита Пыхтеева в Киров. Встреча проходила без свидетелей. Пыхтеев взял деньги, вернулся с ними в Пермь, положил их в сейф и забыл о них до начала 2017 года. Пыхтеев проводил ревизию своих финансов, вспомнил про деньги, но не знал, что с ними делать, так как Белых уже находился в СИЗО. В итоге он все же решил исполнить просьбу экс-губернатора и перевел деньги на счет Военно-исторического общества. После этого он встретился с адвокатами Белых, рассказал им про деньги, они записали показания бизнесмена. Следствие Пыхтеева не допрашивало.

Пыхтеев сказал, что с ним хотели встретиться сотрудники ФСБ, посредником в переговорах был Щерчков. Пыхтеев был не против приехать в Киров на встречу с силовиками, но считал, что она должна была пройти в присутствии адвоката. Щерчков настаивал, что встреча должна была пройти неформально, Пыхтеев отказался.

Осенью 2017 года Пыхтееву позвонил сотрудник ФСБ, который представился Денисом Тарабаркиным. Они встретились в кафе в Москве. В коротком разговоре Тарабаркин поинтересовался успешностью бизнеса Пыхтеева в Перми, спросил о гостинице Hilton в Кирове (ею некоторое время владел Пыхтеев, а затем продал) и бизнесе Белых. Сотрудник, со слов Пыхтеева, несколько раз произнес фразу «Мы про вас все знаем» и посоветовал оставаться в Перми.

 

Состояние здоровья

Здоровье Белых оставляет желать лучшего. У него несколько заболеваний: диабет, гипертония, энцефалопатия (болезнь головного мозга), проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Экс-губернатор хромает, ходит с палкой, на всех заседаниях суда он стоит, сидеть не может — болит спина.

Белых дважды переводили из изолятора «Лефортово» в больницу изолятора «Матросская тишина». Первый раз — в феврале 2017 года. Там он провел около трех недель, после чего его снова вернули в «Лефортово», где состояние его снова ухудшилось. Во второй раз экс-губернатор оказался в «Матросской тишине» 13 октября (хотя должны были в сентябре). Накануне ему стало плохо в зале суда. Белых многократно заявлял, что медицинская помощь в «Лефортово» ему не оказывается.

 

Свадьба и венчание

Никита Белых женился в СИЗО на Екатерине Рейферт — с ней он встречался до ареста. Они полтора года не могли получить разрешения от следователя на свидание и свадьбу, так как Рейферт находилась в статусе свидетеля по делу. После того, как ее допросили в ноябре 2017 года, они поженились, а затем и обвенчались.

Екатерина Рейферт живет в Москве, работает директором по развитию в журнале «Рублевка Life». Она приходит на все заседания по делу Белых. Никита Белых уже был женат, его экс-супруга Элла приходила на заседания суда об избрании меры пресечения. У него трое сыновей.