Часто изменения, которые инициируют городские активисты и сообщества, встречают множество различных препятствий. Наиболее ярко это проявляется в сфере городских событий и общественных пространств. Именно об этом на арт-площадке «Станция» говорили участники организованной Костромской городской молодежной общественной организацией «МЫ» форсайт-сессии «Пространство и сообщества». О том, кто принял участие в разговоре о будущем областного центра, а кто не пришел, как одни проекты претворяются в жизнь, а другие существуют пока только в головах создателей, что сегодня предпринимают активные костромичи и каким они видят будущее родного города — в репортаже корреспондента «7х7».
Состоявшуюся в начале декабря встречу можно назвать первой попыткой объединить неравнодушных горожан, стремящихся превратить Кострому в удобный, красивый, приветливый и современный город, имеющий собственное неповторимое лицо и дорожащий своей богатой историей.
«Наша цель — найти рецепт успешности проекта»
Приветствуя пришедших на встречу около двадцати человек, председатель правления КГМОО «МЫ» и модератор форсайт-сессии Илья Конжин уточнил, что хотя он и представляет молодежную организацию, это не так важно.
— «МЫ» была создана в далеком 1998 году, сейчас наши проекты выросли, а организация осталась. Поэтому работаем через нее — занимаемся городскими проектами, связанными с горожанами и с городскими пространствами, — рассказал он.
Чтобы предстоящий разговор был предметным и конструктивным, модератор сразу обозначил его рамки: социокультурное поле — горожане — городские институты — городские сообщества.
— Нельзя делегировать право заниматься общественными пространствами кому-то одному. Каждый житель города имеет свое виденье, свой взгляд, и этот взгляд должен учитываться, — считает Илья Конжин.
По его мнению, городские проекты часто ориентированы на привлечение туристов, тогда как все происходящее в городе должно делаться прежде всего для горожан, которые живут здесь постоянно.
Напомнив о начале реализации программы «Городская среда», рассчитанной на пять лет — до 2022 года, организатор встречи заметил, что важно понимать, как будет меняться город и как городские сообщества смогут участвовать в этих изменениях.
— В Костроме есть примеры как успешных проектов, так и проектов, которые в силу тех или иных причин тормозятся, не идут. Поэтому целью презентации кейсов будет поиск рецепта успешности проектов, — сообщил Илья Конжин.
Он предложил всем выступающим рассказать о значимости проекта, вовлечении в него горожан и взаимодействии с властями, достигнутом результате.
«Все решает глава администрации области»
Пенсионер Максум Яруллин поинтересовался, каково практическое значение встречи.
— Знакомство активистов друг с другом и взаимодействие с представителями городской власти, — ответил Илья Конжин. — К сожалению, никто из чиновников не пришел, хотя собирались быть и помощник главы администрации города по работе с молодежью Татьяна Новожилова, и представитель управления организационной работы мэрии Валентина Чистякова.
— Я все это уже прошел, — разочарованно произнес мужчина и собрался покинуть собрание.
— Так поделитесь с нами своим опытом, — обратился кто-то из участников. И намеревавшийся уйти согласился. Максум Яруллин рассказал, что 20 лет назад приехал в Кострому из Магадана.
— Я построил дом и очень недоволен обустройством города, в частности Первомайского поселка, — сообщил костромич. Он рассказал о ситуации в коттеджном поселке, расположенном вдоль Речного проспекта по пути из поселка Первомайский в поселок Волжский. Проблемы с коммуникациями, с дорогами, с благоустройством, по его словам, решались долго и сложно.
— Губернатор Слюняев приметил мою активность, сделал меня своим советником на общественных началах. Когда пришел губернатор Ситников, я тоже работал его советником, но не долго — не сошлись характерами, — признался активный пенсионер.
— Все решает глава администрации области. Как он скажет, так и будет. А все эти ваши чертежи-картиночки ничего не стоят, — подвел итог своего выступления Максум Яруллин.
«Том Сойер Фест»
— Обычные жилые дома формируют уникальный культурный код, атмосферу города. Прожив 13 лет в Москве, я наблюдал, как она превращается в сплошной торгово-офисный центр, где можно делать бизнес, но не жить. Кострома — классный город, он обладает своим лицом, которое уже почти утратили такие города, как Иркутск, Самара, Казань, Вологда, — рассказал представивший проект по восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест» Александр Семенихин.
Он с сожалением отметил, что и деревянные дома, формирующие особый дух Костромы, тоже в последние годы потихоньку уходят. В появляющихся на их месте новых кирпичных многоэтажках удобно жить, но в них нет души. Поэтому сохранение средовой застройки очень важно.
— В прошлом году я узнал о самарском проекте «Том Сойер Фест», съездил, разузнал и решил реализовывать его в Костроме. Суть проекта — руками горожан на средства партнеров и спонсоров восстановить образ города, — пояснил рассказчик.
Начать реализацию проекта Александр Семенихин решил с дома в Кадыевском переулке. Вместе со школьниками из молодежного движения «Будь онлайн» он ошкурил часть дома и покрасил забор, согласовав цвет краски с инспекцией по культурному наследию.
— Когда подходишь к жителям, говоришь, что хочешь облагородить фасад их дома, они не верят, что это бесплатно, ищут подвох, — поделился активист.
— А почему Том Сойер, а не Тимур и его команда? — спросил Максум Яруллин.
— Это скорее вопрос к родоначальникам проекта, я не выбирал название, — ответил Семенихин.
Фестивали и дизайнерские проекты
Ольга Дмитриева рассказала о нескольких городских проектах, реализованных при ее участии силами разных команд энтузиастов.
Первым в этом ряду стал фестиваль фотографии «Эволюция», проведенный осенью 2012 года. Кроме конкурса фотографий с множеством номинаций состоялись выставки и мастер-классы известных российских фотографов.
Зимой 2013 и 2014 годов состоялись фестивали «Веселые покатушки» — катание с горки на самодельных креативных катательных аппаратах в овраге за филармонией. За счет событийного мероприятия организаторы смогли привлечь средства на обустройство склона.
В 2015 году был проект «Детская поликлиника»: волонтеры разукрасили фасады нескольких медицинских учреждений Костромы и Нерехты.
В 2017 году возле бара «Проспект Мира» появился грациозный желтый стул высотой 5,5 метра, который одновременно является и арт-объектом, и мини-сценой. Но простоял он там недолго.
— Власти нам его сначала согласовали, а через 10 дней «рассогласовали», — пояснила Ольга Дмитриева.
Шаговский пруд
— Шаговский пруд был важен и с исторической точки зрения — у него есть задокументированная 400-летняя история, и с урбанистической — он очень интересно расположен и поэтому может стать туристическим ядром. Для туристов он является своеобразной отбивкой в прогулке по историческому центру Костромы. И вообще, небольшой рукотворный пруд в центре города — это фактически беспрецедентный случай, — рассказал один из защитников Шаговского пруда Эдуард Федоров.
Когда активист стал раскручивать эту тему на «Форуме костромских джедаев», ему позвонили из городской администрации и пригласили прийти, пообщаться. На встрече чиновники озвучили такую позицию: если у вас есть какие-то идеи, мы мешать не будем, если будут идеи хорошие, мы вам поможем, если очень хорошие — поможем деньгами.
— Когда занялись прудом предметно, эта позиция несколько пошатнулась, но, по крайней мере, к нам прислушивались, нас звали на встречи, — констатировал Эдуард Федоров.
В итоге пруд был воссоздан не по тому проекту, который победил по результатам конкурса.
— Получился такой «Геленджик» в центре Костромы. Но я считаю, что через какое-то время пруд должен будет вписаться в общую концепцию исторического центра. И с учетом этого чем меньше сейчас сделано, тем проще будет потом переделывать, — считает Федоров.
Ландшафтный парк «Заволжье»
Выступившая с презентацией проекта создания ландшафтного парка «Заволжье» Елена Морозова — не просто гражданский активист, а сопредседатель известного в Костроме экологического движения «Во имя жизни». Парк «Заволжье» планируется организовать в правобережной части города на территории площадью 76 гектаров, расположенной вдоль берега Волги до железнодорожного моста.
Елена Морозова рассказала, как в 2011 году улица Набережная приобрела статус дороги общего пользования, а поскольку она пересекала горнолыжный спуск с подъемником, его закрыли под предлогом обеспечения безопасности лыжников. После закрытия спуска, который существовал с 1950-х годов, территорию начали активно застраивать коттеджами, хотя участок не был предназначен для возведения жилья. Поэтому движение «Во имя жизни» стало разрабатывать проект ландшафтного парка.
— В этом году с народным проектом организации парка «Заволжье» мы вышли на «парковые выборы». По итогам голосования наш проект занял второе место, — сообщила Елена Морозова. И добавила, что если бы не было такой «движухи», то сейчас на этой территории появились бы новостройки.
Спасение городской станции юннатов
— В феврале этого года я впервые оказалась на станции юннатов на Мясницкой и была поражена красотой растущих там экзотических растений. Да, станция нуждается в ремонте, но продавать ее нельзя. Это 35 соток в центре города и это уникальный объект, который должен остаться зеленой территорией — парком, сквером или детским городком, — рассказала Наталья Цветкова.
Четыре аукциона по продаже станции юннатов не состоялись из-за отсутствия покупателей. Защитники станции написали сотни писем различным адресатам, вплоть до президента, провели несколько пикетов и митингов, в том числе одиночные пикеты у Кремля и у Государственной думы, собрали более 2600 подписей.
Наталья Цветкова обратилась к собравшимся с просьбой о поддержке и содействии.
Диван, птица и эрогенная зона
После представления кейсов все участники разбились на три группы, чтобы определить и сформулировать факторы успешности проекта. По результатам коллективного обсуждения каждый составил уже собственный перечень угроз и возможностей при реализации проектов.
Сгруппировав написанные на листочках угрозы и возможности, Илья Конжин подвел итог. Лидерами рейтинга угроз стали незаинтересованность администрации города, разобщенность городских сообществ, нехватка информации и пассивность горожан. Среди возможностей были указаны личная активность людей, наличие нормативной базы и информационных ресурсов. Некоторые факторы попали одновременно и в риски, и в возможности.
Затем модератор встречи предложил всем желающим высказаться, как будет развиваться ситуация с городской средой в Костроме в ближайшие пять лет.
Наталья Цветкова предрекла изменения к лучшему, поскольку активность жителей растет. Эдуард Федоров предположил, что в краткосрочной перспективе ожидать позитивных перемен вряд ли стоит, потому что идеалом городского дизайна для костромичей является закопанная в землю и покрашенная в разные цвета автомобильная покрышка. Елена Морозова заявила, что движение к лучшему неизбежно, но оно будет не быстрым, а преобразования городской среды будут не сплошными, а точечными.
Последним этапом форсайт-сессии стали выработка и защита трех озвученных вариантов развития событий — оптимистичного, умеренно оптимистичного и пессимистичного.
«Пессимист» Эдуард Федоров изобразил будущее в виде дивана на болоте, символизирующего пассивность костромичей, их неготовность к реальному участию в городских проектах. «Оптимистка» Наталья Цветкова объявила, что главной задачей общественников является поиск канала взаимодействия с администрацией, назвав такой канал «швом сейсмичности», «сенситивной точкой» и «эрогенной зоной». Умеренный оптимизм Елены Морозовой предстал в виде птицы, вылетающей из открытой клетки.