Сегодня, 13 декабря, исполнился год со дня ареста известного карельского исследователя сталинских репрессий, историка Юрия Дмитриева. Уже полгода его судят по обвинению в изготовлении порнографии. Все это время корреспонденты «7x7» следят за ходом процесса.
Этот материал лишь отчасти посвящен Юрию Дмитриеву, который сыграл важную роль в открытии одного из самых крупных мест расстрелов политических заключенных на Северо-Западе страны — мемориального кладбища Сандармох. Там в 1937–1938 годах были убиты более 7000 человек.
С момента открытия мемориала в 1997 году там ежегодно проводятся Международные дни памяти жертв Большого террора 1937–1938 годов, на которые приезжают делегации из разных регионов России и зарубежья.
Спустя почти 20 лет петрозаводские историки заявили о том, что вместе с расстрелами 30-х годов в Сандармохе во время Великой Отечественной войны могли убивать и хоронить и советских пленных. Эта гипотеза спровоцировала большую дискуссию в научной среде, привлекла внимание российских и финляндских СМИ. Те, кому эта тема близка «по долгу службы» — историки, общественники, поисковики, — в недоумении: что за новые документы и где можно ознакомиться с рассекреченными бумагами? Авторы сенсации публиковать документы не спешат.
Специально для «7x7» журналист Анна Яровая собрала десятки мнений и фактов у российских и финских ученых о том, насколько жизнеспособна гипотеза о новых расстрелах в Сандармохе. В своем расследовании автор отвечает на вопросы, кто и зачем продвигает эту версию, а также рассказывает, как связаны продвигаемые идеи с уголовным делом Дмитриева. Исследование можно прочитать по ссылке.