В Пресненском районном суде Москвы 1 ноября продолжили рассматривать дело экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, который подозревается в получении взятки. Это уже девятое по счету заседание. На нем допросили бывших членов правительства: министра лесного хозяйства Равиля Ахмадуллина, министра внутренней и информационной политики Бориса Веснина, министра развития предпринимательства, торговли и внешних связей Алексея Вершинина. О принятии решений по инвестпроектам, тратах Белых и необходимости благотворительных фондов под началом правительства — в пересказе «7x7».

 

Равиль Ахмадуллин — о процедурах реализации инвестпроектов

Равиль Ахмадуллин возглавлял департамент, а с 2015 года (когда департаменты преобразовали в министерства) Министерство лесного хозяйства Кировской области. Он рассказал, что за реализацию инвестиционных проектов в лесном бизнесе отвечали три ведомства: департамент лесного хозяйства — за лесные участки, департамент промышленного развития — за реализацию инвестпроектов, департамент экономразвития — за общие показатели. Напрямую Ахмадуллин подчинялся зампреду правительства Сергею Щерчкову. Отношения и с Белых, и с Щерчковым экс-министр назвал рабочими.

Ахмадуллин рассказал, что к нему приходил директор Нововятского лыжного комбината Владимир Сысолятин и просил ускорить подбор участков. Выбираемые для НЛК участки, по мнению свидетеля, полностью подходили для предприятия. Оказывал ли Никита Белых покровительство в проектах УК «Лесхоз» и НЛК, Ахмадуллину неизвестно. По его словам, государственная политика в отношении инвестпроектов была такой, что лучше «вникнуть в проблемы» предприятия, чем разрывать договоры. У УК «Лесхоз» тоже были некоторые трудности, когда они отставали от графика реализации проекта. Для внесения изменений в сроки необходимо было отправить заявку в Минпромторг с подписью Белых.

Равиль Ахмадуллин сам относился к проекту УК «Лесхоз» отрицательно, поскольку изначально предполагалось, что рубками будут заниматься сотрудники лесхозов, однако с принятием нового Лесного кодекса лесные хозяйства расформировали. Правительству часто приходилось вмешиваться, чтобы свести местных жителей, которые остались без работы, с УК, однако компания редко шла навстречу. Чаще всего они использовали труд 40–50 собственных работников, хотя изначально проект должен был обеспечить работой 2,5–3 тыс. человек. Из-за этого социальная и экономическая польза для области от инвестпроекта УК «Лесхоз» была небольшой.

Белых интересовался у свидетеля, возможна ли ситуация, когда заявка на инвестпроект с отрицательными заключениями трех ведомств все равно утверждалась правительством. Ахмадуллин ответил, что такая заявка просто не дойдет до губернатора. Заявка от НЛК носила «абсолютно стандартный характер».

Ахмадуллин охарактеризовал Белых как «грамотного, ответственного и постоянно работающего». О том, что Никита Белых и Сергей Щерчков оказывали поддержку предприятиям Альберта Ларицкого [бывшего владельца НЛК], экс-министр ничего не знал.

Прокурор Светлана Тарасова указала Ахмадуллину на несоответствие показаний, которые он дал на предварительном следствии, с тем, что он говорит сейчас. Гособвинитель зачитала показания: во время следствия экс-министр говорил, что инвестпроекты никакой социальной значимости не имели, но Белых был в хороших отношениях с Ларицким и допустил до отбора лесов Сысолятина, поэтому проекты были реализованы. Ахмадуллин подтвердил часть ранее сказанного, а несоответствия объяснил тем, что сейчас высказался полнее. Судья заметил, что «это не полнее, а совсем другие показания»: год назад Ахмадуллин указывал, что Белых совершил преступления, сейчас — что нет. Прокурор задал наводящие вопросы, но свидетель ответил, что за год забыл то, что происходило в 2011–2014 годах. Давления Белых Ахмадуллин не ощущал, но Сысолятин при подборе участков постоянно «бравировал» тем, что находится в хороших отношениях с Белых и в случае чего будет ему жаловаться. Жаловался ли на самом деле, свидетель не знает. Приходил ли Сысолятин решать вопросы о деятельности УК «Лесхоз» и НЛК, Ахмадуллину неизвестно.

 

Борис Веснин — о фондах губернатора, Алексее Навальном и тратах Никиты Белых

Борис Веснин совмещал в правительстве Кировской области должности заместителя председателя правительства и министра внутренней и информационной политики. Он познакомился с Белых в 2000-х. У них установились хорошие «товарищеские» отношения. Работа с инвестпроектами не относилась к полномочиям Веснина, но на некоторых совещаниях он присутствовал. О каких-то нарушениях при рассмотрении проектов свидетель не помнит.

Прокуроры поинтересовались деятельностью двух некоммерческих организаций: Фонда поддержки инициатив губернатора Кировской области и регионального отделения Российского военно-исторического общества. По словам Веснина, фонд был создан при вступлении губернатора в должность и им же пополнялся. Изначально губернатор хотел отказаться от положенной ему зарплаты, но поскольку это было невозможно юридически, то деньги пошли в этот фонд. С 2010 по 2012 годы на счета фонда губернатор переводил около 2–3 млн руб. ежегодно. Данные фонда с 2013 года он не помнит. В какой-то момент Белых перестал перечислять деньги в фонд.

Одним из учредителей фонда был советник губернатора на общественных началах Алексей Навальный. По словам Веснина, к 2013 году, когда Навальный стал политиком федерального масштаба, от использования фонда стали отказываться. Правительство стало работать с Вятским фондом сотрудничества и развития. Разница была в том, что Фонд инициатив пополнял только губернатор, а для финансирования Вятского фонда привлекались средства предпринимателей. Некоторые вопросы финансовых поступлений решались лично губернатором. Деньги из фонда шли на поддержку спорта, обустройство фонтанов и на новогодние подарки детям-сиротам. Прокурор поинтересовался, могли ли деньги из фонда идти на избирательную кампанию губернатора. Веснин утверждает, что агитировать за определенного кандидата за счет средств фонда было нельзя.

Гособвинение спросило про личные траты Белых. Веснин ответил, что деньги у Никиты Белых имелись. Он поддерживал семью в Перми и тратил на обучение сына в Англии. Остальные траты Веснин назвал «обычными тратами здорового мужчины». Например, Веснин вспомнил, что губернатор коллекционировал каких-то бегемотов, но художественной ценности они не имели. За границу его начальник ездил пять-шесть раз в год, включая командировки.

Никита Белых мог иногда «по-товарищески» попросить передать несколько десятков тысяч рублей какому-то человеку, когда сам был в командировках. Веснин не помнит, кому и когда. Свидетель охарактеризовал экс-губернатора как работоспособного, порядочного и эффективного. В определенный момент губернатор перестал увлекаться дорогим алкоголем, а с 2016 совсем перестал его пить. Но напитки ему продолжали дарить, их продавали на «аукционе», а вырученные деньги отдавали в фонд. На совещании правительства мог поручить членам сдавать кровь, а компенсации за донорство потом шли на благотворительность.

Прокуроры поинтересовались, знаком ли Веснину бывший адвокат Белых [Вадим] Прохоров, обращался ли он к свидетелю с просьбами о формировании общественного мнения вокруг задержанного губернатора. Какие-то просьбы от Прохорова, по словам Веснина, были, но он об их сути не помнит, поскольку были сделаны в первые месяцы после задержания и не были им исполнены.

Прокуроры вновь ходатайствовали об оглашении показаний, ранее данных свидетелем. Из них следует, что через некоторое время после задержания губернатора к Веснину в мессенджере Telegram обратился Вадим Прохоров. Он интересовался, нет ли возможности выдвинуть Белых кандидатом в депутаты, поскольку это вызвало бы общественный резонанс. Еще его интересовала аудиозапись встречи Белых с некими предпринимателями, но у Веснина ее не было.

В тех же показаниях Веснин рассказал о том, что зарплаты губернатора явно не хватало на обучение сына Белых в Англии. Он предположил, что на это шли деньги, которые Белых заработал до того, как стать госслужащим. Тогда же Веснин утверждал, что Белых курил дорогие сигары и пил дорогое вино, в командировках пользовался дорогими отелями. Помимо этого, он содержал семью, в 2015 году подарил бывшей жене автомобиль и кольцо с бриллиантом, а с 2014 по 2016 год обращался к Веснину с просьбами передать «конкретным девушкам» деньги за «какие-то услуги». Из показаний следует, что зарплаты губернатора на это бы не хватило.

Судья снова удивился разнице показаний. Он спросил у Веснина, уведомляли ли его об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. «Они [показания] записаны с моих слов, но там есть мои оценочные суждения и предположения», — ответил Борис Веснин. Свидетель сказал, что следователь его неправильно понял, поскольку под «дорогим вином» Веснин имел в виду вино за 1500–2000 тыс. руб. Также в показаниях есть момент, когда Веснин упоминает о том, что Белых окунался в прорубь, демонстрировал физическую силу и был абсолютно здоров. На вопрос Белых, знает ли Веснин о его хронических заболеваниях, свидетель ответил, что знает, и опять сослался на неточность формулировки. Судья заметил, что это не «неточные формулировки», а ложные показания. После ряда уточняющих вопросов Веснина отпустили.

 

Алексей Вершинин — о необходимости благотворительных фондов и о том, как Белых «держался молодцом»

Алексей Вершинин с 2014 года работал в правительстве Белых зампредом и министром развития предпринимательства, торговли и внешних связей. Он курировал Фонд социальных инициатив «Вятка». Фонд занимался ремонтом фасадов, строительством фонтанов, благоустройством, поскольку в бюджете Кирова не было заложено на это денег. Жертвователями фонда были как частные лица, так и юридические. С крупными инвесторами вроде НЛК и УК «Лесхоз» губернатор работал лично. Перечисляли ли деньги эти компании, Вершинин не знает, но в 2015 году он рассчитывал на поступления в фонд от НЛК в размере 5 тыс. долларов.

Вершинин предполагал, что средний взнос в фонд будет в размере 1 млн руб. В 2016 году планировали собрать до 25 млн руб. на ремонт фасадов. Еще фонд собирал около 50 млн руб. на ремонт Спасского собора и детского лагеря. В сумме — около 100 млн руб. Сбор шел тяжело, на 21 июня 2016 года поступления составили около 3 млн руб. Вершинин сказал об этом Белых, на что губернатор ответил: «Получайте счета, деньги будут». Средства могли передавать любым удобным способом, в том числе наличными.

За три дня до задержания Никиты Белых, 21 июня, состоялось совещание, посвященное сбору средств в фонд «Вятка» и Военно-историческое общество. На нем присутствовали руководители фондов, члены правительства. Обсуждалось, что крупные предприятия города поддержки не оказали. Вершинин сказал, что проекты нужно было успеть закончить до выборов в сентябре 2016 года. «Нужно продолжать работать, деньги будут», — процитировал Вершинин Белых. Компаниям необязательно было помогать только деньгами, вспомнил свидетель, — строительные компании просто ремонтировали фасады за свой счет.

Алексей Вершинин охарактеризовал Белых как самого открытого руководителя региона на его памяти, с которым проблем в общении ни у кого из руководителей предприятий не возникало. Свидетель рассказал про улучшения в области: строительство Ледового дворца, набережной, плавательного бассейна.

Вершинин сказал, что всегда восхищался Белых, поскольку он пил таблетки горстями, но всегда «держался молодцом».

Прокуроры поинтересовался, почему Вершинин так положительно характеризует Белых: «Беспокоитесь его судьбой?». «Очень», — ответил свидетель.

Около 21:00 судебное заседание завершилось.

Обзор подготовлен по материалам издания «Медиазона».


Экс-губернатор Кировской области Никита Белых был задержан в Москве 24 июня 2016 года в ресторане бизнес-центра Lotte Plaza при получении денег от немецкого бизнесмена Юрий Зудхаймера. Белых обвиняется в получении взятки за покровительство двум лесоперерабатывающим компаниям: УК «Лесхоз» и «Нововятский лыжный комбинат». Защита Белых строится на том, что деньги, которые вносили предприниматели, не были взяткой, а являлись поддержкой благотворительных проектов, никакого покровительства им при этом не оказывалось.