Компания «Россети» планирует вырубить 175 гектаров леса на территории государственного природного заповедника «Кивач» в Карелии. Цель — расчистить заросшие линии электропередачи, которые еще в советские годы были построены прямо на заповедных землях. Сотрудники заповедника против таких работ на особо охраняемой территории. По их мнению, сети лучше перенести за пределы заповедника. Энергетики считают, что лес опасен для ЛЭП. Ученые уверены, что ЛЭП опасны для леса. Подробнее о конфликте — в обзоре «7x7».

 

История конфликта

Конфликт начался из-за двух линий электропередачи, которые проходят по территории заповедника. Одна — от деревни Вороново до поселков Кивач и Сопохи, вторая — от Кондопоги до Палеозерской ГЭС. Линии построены в 1970-х, при этом охранный статус с земельных участков, находящихся под ними, ни тогда, ни сейчас не был снят. В 1995 году в силу вступил федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», запретивший строительство и содержание ЛЭП на заповедных землях. Так и начался конфликт. Опоры заросли, деревья поднялись до проводов, возникла угроза пожарной безопасности.

 

 

 
 
 

 

По словам сотрудников заповедника, компания «Россети», обслуживающая линии, попросила разрешения расчистить и прорубить просеку для ЛЭП в ширину — несмотря на закон, который запрещает это на особо охраняемых территориях. В сентябре 2017 года в конфликт вмешался природоохранный прокурор и через суд потребовал вырубить лес вдоль электромагистралей.

Сотрудники заповедника «Кивач» написали открытое письмо:

«И.о. карельского межрайонного природоохранного прокурора требует в суде заставить заповедник „Кивач“ рубить свой заповедный лес. Именно природоохранный прокурор, именно заповедный лес. Зачем? Внимание! Лес нужно срубить, чтобы он не сгорел. Редкостный цинизм, но логика железная — если лес срубить, то он точно не сгорит».

 

Администрация заповедника: «Что называется, дожили»

— Предполагаются масштабные сплошные рубки, — рассказал корреспонденту «7x7» директор заповедника Сергей Кожевников. — Примерно 175 гектаров заповедного леса будет вырублено. А если учесть, что у нас на территории заповедника живут краснокнижные виды животных, наши специалисты-орнитологи выявили здесь гнездования таких краснокнижных видов, как орлан-белохвост и скопа, а наш другой научный сотрудник выявил здесь краснокнижный вид белки-летяйги, то, естественно, наш научный отдел категорически против каких-либо рубок в данной местности.

 

Сергей Кожевников

 

Сотрудники заповедника предложили «Россетям» оставить ветхое советское наследие в покое и вынести сети за пределы заповедника — к примеру, проложить кабель по «полосе отвода» вдоль дороги, где по закону хозяйственная деятельность разрешена.

— По заявлению «Россетей», у них нет средств, чтобы осуществить перенос этих ЛЭП. У заповедника тоже нет. У нас деятельность заключается в охране природы, в научно-исследовательской работе, а не в содержании и каких-либо переносах ЛЭП. Поэтому содержать ЛЭП мы не можем по законодательству, — сказал Сергей Кожевников.

 

 

Природоохранная прокуратура: «Если случится пожар, охранять будет нечего»

Заместитель карельского природоохранного прокурора Пётр Антонов считает, что ситуация патовая. У каждой из сторон — своя правда. «Россети» хотят пользоваться старой ЛЭП и подавать электроэнергию потребителям без эксцессов. Руководство заповедника охраняет реликтовые леса и краснокнижных животных. Однако, по словам Антонова, времени на поиски компромисса нет.

 

Пётр Антонов

 

— Мы провели совещание и даже выехали на место, — рассказал зампрокурора. — На самом деле ситуация уже критическим образом складывается: обрывы электрических сетей и даже возгорание неминуемы. В связи с чем нами было принято решение о предъявлении искового заявления с требованием о возложении ответственности по расчистке ЛЭП как на энергетиков, так и на администрацию особо охраняемой территории. Есть ряд нормативных документов, которые регулируют деятельность заповедника. Это прежде всего федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, положение о заповеднике, а также есть документы внутреннего пользования, которые регламентируют в том числе расчистку линий электропередачи. Это прописано прямо в таком документе, как проект освоения лесов — администрация заповедника «Кивач» в свое время подготовила такой проект. Более того: подобного рода работы уже проводились на территории заповедника — под линиями электропередачи. Это подтверждается натурным обследованием. Проведение расчистки необходимо, это не только для защиты интересов населения, связанных с электроснабжением, но и для обеспечения безопасности от лесных пожаров. Если случится пожар, охранять будет уже нечего.

 

Так планируют вырубить лес

 

Ученые: «Это проблема федерального уровня»

— Директор правильно делает, что не дает согласований и ничего не подписывает, — прокомментировал ситуацию главный научный сотрудник отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН, заведующий лабораторией болотных экосистем Института биологии КарНЦ РАН Олег Кузнецов. — По закону об охраняемых территориях, никакая хозяйственная деятельность на территории заповедника вестись не должна и не может. Директор пойдет за нарушение под суд, если что-то согласует. И этот вопрос не в компетенции карельской природоохранной прокуратуры — его можно решить только на уровне российского министерства. Когда прокладывали ЛЭП, землю должны были вывести из состава заповедника. Почему это не было сделано — вопрос юридический. Как показывает практика, альтернативный вариант всегда можно найти, но в любом случае это проблема федерального уровня.

 

Олег Кузнецов. Фото КарНЦ РАН

 

По словам ученых карельского научного центра, ситуация в «Киваче» напоминает историю липовой аллеи на улице Анохина в Петрозаводске, которую энергетики планировали вырубить при реконструкции теплотрассы. Тогда общественникам удалось защитить зеленую зону: компании «ТГК-1» пришлось разрабатывать более дорогостоящий альтернативный проект — без сноса деревьев.

В пресс-службе компании «Карелэнерго» корреспонденту «7x7» сообщили: до решения суда — никаких комментариев. На днях суд назначил экспертизу спорного участка, которую будет проводить институт леса КарНЦ РАН. Как признались сотрудники научного учреждения, полноценная экспертиза возможна только летом. Судебный процесс обещает быть долгим.