Что произошло
Работники пряжинской зоофермы, которая принадлежит АО «Пряжинское», сообщили о массовой гибели животных на предприятии 12 октября — лисы и норки от голода поедали себя и друг друга. По словам работников, проблемы с поставками корма начались еще 20 сентября. Животных кормили специальной кормовой смесью с рыбой, ее давали сырую, а надо было проваривать. На кухне почти не осталось работников — люди по 3–4 месяца не получают зарплату и увольняются.
На пряжинскую зооферму в тот же день приехал и.о. министра сельского хозяйства Карелии Владимир Лабинов, который не увидел признаков каннибализма среди животных. Старший инспектор республиканского управления ветеринарии Александр Чернышев признал, что звери истощены, из-за этого у них скудный мех с проплешинами. Работники рассказали, что за три недели поголовье на предприятии сократилось примерно на треть — только 12 октября они собрали 280 мертвых животных.
Корреспондент «7x7» 3 октября побывал на молочной ферме, где от голода начали умирать коровы, и увидел нескольких мертвых бычков. В этот же день на предприятие привезли несколько тонн корма, который купили на пожертвования.
Версия руководства
Новый директор зверофермы Сергей Вилков 3 октября признался, что на звероферме действительно была проблема с мясорубками. К вечеру, сказал он, технику восстановили и накормили животных. Тогда Вилков заверил, что корма хватит на неделю.
12 октября Вилков обвинил во всем петербургского инвестора, который якобы не выполнил свои обещания. По словам Вилкова, на совещании при главе Карелии в начале месяца он пообещал поддержать совхоз, но представитель петербургского инвестора исчез через два дня — бизнесмен решил не вкладывать в убыточную ферму.
— На то, чтобы это узнать, ушла неделя. За эту неделю и произошел массовый падеж. Мы работаем, чтобы все исправить. Уже нашли корм, но большего пока сделать не можем. Денег не хватает, — сказал Вилков.
Хозяин предприятия, эстонский предприниматель Айво Халлист считает, что ситуация вокруг «Пряжинского» нагнетается намеренно, ради рейдерского захвата, и что падеж есть на любом предприятии:
— Ничего хорошего в этом нет, — сказал Халлист. — Корм я сам туда доставляю — не в смысле лично, телегой — я организовываю, чтобы он там был. Так что корм там есть. Из этой сложной ситуации можно выйти, и даст бог — выйдем.
Версия прокуратуры
Зоозащитники и карельские общественники 16 октября встали у правительства Карелии и потребовали остановить гибель животных — отдать зверей им, чтобы гуманно усыпить или выпустить на волю. Люди стояли у правительства с плакатами и надписями: «Остановить садизм над животными», «Не сдирать шкуры с животных и отпустить их в лес». Чтобы их не задержали за несанкционированный митинг, активисты стояли на расстоянии 50 метров друг от друга и менялись местами. Участники пикета зажгли свечи в память о погибших норках и лисах.
Зоозащитница Дарья Каликина сказала, что две московские фирмы готовы взять на себя ликвидацию животных. На следующий день, 17 октября, пресс-служба карельской прокуратуры подтвердила массовую гибель норок, лис и коров в «Пряжинском» и увидела состав преступления по части 1 статьи 245 Уголовного кодекса России — «Жестокое обращение с животными из корыстных побуждений, повлекшее их гибель». Во время проверки сотрудники ведомства выяснили, что руководство предприятия часто оставляло животных без еды в целях экономии — по этой причине погибли 15 коров и более тысячи норок. Расследование взяла под контроль прокуратура Карелии.
Версия министра
Министр сельского хозяйства Карелии Владимир Лабинов снова побывал на зооферме 17 октября. С ним приехали его заместитель Оксана Гаврош, руководитель республиканской станции по борьбе с болезнями животных Оксана Зайцева, главный ветеринарный врач Пряжинского района Надежда Кузнецова и общественница Дарья Каликина. Комиссия приехала на предприятие без предупреждения. Министр удовлетворительно оценил увиденное и отметил, что большинство нарушений на предприятии касаются хозяйственной части:
— Мы держим на контроле доставку кормов, держим на контроле факт приготовления корма и раздачи, общаемся с собственником и стремимся упредить развитие сценария по тому негативному [пути], как он развивался в первые две недели. Падеж сокращается, хотя он и продолжается. Я говорил достаточно откровенно при первой встрече, что нивелировать падеж или предотвратить совсем уже невозможно, и делать такие обещания было бы просто безответственно, — сказал Лабинов.
Недостатки, которые министр увидел на месте, он назвал «безобразием», в нем он обвинил работников и оперативное руководство. По его словам, бесхозяйственность присутствует до сих пор. Лабинов обратил внимание на емкость с гниющими остатками корма, показал журналистам мешок с тушками норок, который стоял в вольере среди мешков с опилками, и назвал нарушением сложенные на улице головы коров. Как признались рабочие, головы выложили размораживаться, чтобы потом пустить их на корм.
Владимир Лабинов считает, что животные умирали от истощения и отсутствия прививок, а лиса, которую показывали журналистам, не ела себе лапу, а зализывала рану.
В начале ноября на предприятии должен начаться забой животных. Где АО «Пряжинское» при больших долгах и без денег найдет средства на вакцину, неизвестно. По словам Лабинова, это небольшие деньги.
Кризис начался на ЗАО «Пряжинское» много лет назад. Многомиллионные долги перед энергетиками и сотрудниками стали расти в 2016 году, когда молочную и звероферму выкупил эстонский бизнесмен Айво Халлист.
В декабре 2016 года производство отключили от электричества, а в январе 2017-го сотрудники компании отказались работать, если перед ними не погасят долги по зарплате. Тогда ситуацию удалось стабилизировать.
Летом 2017 года работникам «Пряжинского» снова перестали платить зарплату. По их словам, люди ходят на работу только из-за животных.
1 октября жители поселка Пряжа объявили народный сбор средств на корм голодающим коровам «Молочной фермы». За несколько дней удалось собрать более 400 тыс. руб. Уже 2 октября стало известно, что правительство Карелии намерено выкупить скот у собственника по «договорной цене». На следующий день был подписан договор с сельхозпредриятием «Ильинское» о передаче хозяйства и имущества пряжинской фермы в аренду на 11 месяцев и трудоустройстве работников.