В Йошкар-Олинском городском суде с 12 сентября идет судебный процесс над бывшим мэром столицы Марий Эл Павлом Плотниковым. Он обвиняется в незаконном участии в предпринимательской деятельности и получении взятки. На четвертом заседании, которое состоялось 21 сентября, в суде выступили два свидетеля. Обвинение исследовало том с данными о служебной деятельности экс-мэра. Подробности — в репортаже корреспондента «7x7».
Четвертое заседание по делу экс-мэра Йошкар-Олы оказалось пока самым коротким. С 9:30 до примерно 11:00 суд успел выслушать двух свидетелей — бывших коллег Павла Плотникова из Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) в администрации Йошкар-Олы. Представители обвинения предложили исследовать том материалов уголовного дела, в котором в хронологическом порядке представлены документы о продвижении Павла Плотникова по служебной лестнице.
Ведущий специалист КУМИ Елена Гребнева работала в приемной Павла Плотникова. Представителей гособвинения интересовали вопросы, связанные с тем, как часто приходил в кабинет к Плотникову предприниматель Александр Туруев.
— Приходил, приносил документы, — сказала Гребнева. — Иногда на прием приходил.
На вопрос, не заходил ли Туруев в кабинет Плотникова без доклада, свидетель ответила, что такой случай был однажды:
— В приемной сидели посетители. Зашел другой посетитель. Я попросила его представиться. Он назвался Туруевым. Сказал, что ему некогда ждать. Я сказала, что так нельзя делать. Он приоткрыл дверь, ему не разрешили зайти. И потом Павел Вячеславович сделал мне замечание, чтобы я не пускала людей к нему без разрешения и доклада.
Обвинители спросили, часто ли Туруев посещал Плотникова. Гребнева ответила отрицательно. Она охарактеризовала отношения экс-мэра и бизнесмена как рабочие. Сказала, что знает депутатов Александра Розова и Сергея Саврасова («приходили») и Дмитрия Мирошина («фамилия знакомая»). На суде всех муниципальных чиновников-свидетелей сотрудники прокуратуры спрашивают о том, знают ли они сотрудницу мэрии по фамилии Хамзина. Наиболее полный ответ дала Елена Гребнева. По ее словам, эта сотрудница работала в юридическом отделе «сначала юристом, а потом начальником».
Гребневой, как и выступавшим до нее в суде чиновникам мэрии, не поступало указаний от руководства о том, что какие-то документы должны быть подготовлены срочно.
Гособвинение попросило исследовать ее показания, зафиксированные следствием, поскольку обнаружились противоречия между устными и письменными свидетельствами.
Адвокат Павла Плотникова был против. По его мнению, противоречий нет. Судья разрешил огласить письменные показания. Выяснилось, что следователям Елена Гребнева говорила (допрос проходил в феврале 2016 года) о том, что Туруев посещал Плотникова часто. Свидетель объяснила расхождение данных тем, что «эти показания были даны мной полтора года назад, я не могу помнить, что было у меня десять лет назад».
Она ответила на несколько вопросов Павла Плотникова. Он спросил, какой объем входящих документов обычно был.
— Не скажу, что сто. Девяносто, шестьдесят в день. Может быть, шесть и десять папок, — ответила свидетель. — При этом она показала руками примерный объем поступающих ежедневно документов — получилась стопка высотой примерно 40 сантиметров. Экс-мэр попросил Гребневу перечислить совещания, которые он проводил ежедневно в своем кабинете.
— Их было два-три в день. C начальниками отделов, руководителями структурных подразделений, с заместителями мэра, по какому-нибудь проблемному вопросу, — перечислила она.
— Сколько посетителей в день было? — задал еще один вопрос Плотников.
— Человек 10–15. Если полностью всех сосчитать, вместе со всеми гражданами, которые приходили, то это, наверное, человек 200–300, — подытожила свидетель.
Игорь Зверев работал с 2006 по 2014 (или 2015) год водителем в комитете по управлению муниципальным имуществом.
— Возил всех, кого нужно было, — пояснил он в суде. Он рассказал, что возил и Павла Плотникова: «На Волкова, но не каждый день». Дом, из которого отвозил или забирал экс-мэра свидетель, он не очень запомнил («кирпичный, примыкает к панельному, два подъезда»). После того, как Павел Плотников попросил его вспомнить, куда чаще всего Зверев отвозил его и откуда забирал, свидетель сказал, что «в район мясокомбината». Экс-мэр поинтересовался, брал ли он когда-нибудь служебный автомобиль у Зверева или «просил использовать его в личных целях». Свидетель ответил, что этого никогда не было.
Обвинение снова пыталось узнать, как часто встречались Плотников и Туруев. Зверев сказал, что видел их разговаривающими у здания городской администрации. На вопрос, встречались ли они за пределами мэрии и в нерабочее время, свидетель ничего не смог сообщить.
О поездках Плотникова в деревню Шелангуш (у Плотникова прописка в деревне Шелангуш Звениговского района) водитель сказал:
— Был. Но не часто. Зачем ездил туда? Отдыхал, наверное.
Водителя спросили о марке автомобиля жены бывшего мэра Йошкар-Олы. Он назвал Lexus. По просьбе прокурора уточнил модель: LX570.
Обвинение тоже обнаружило в судебных показаниях этого свидетеля расхождения с тем, что он говорил на допросе. Следователям Игорь Зверев рассказал о том, что Плотников просил его высадить у «Детского мира» (рядом с торговым центром «Арбат», где находился офис Александра Туруева). На суде он заявил: «Непосредственно к нему (торговому центру) я его не подвозил».
Адвокат Игорь Комаров уточнил, является ли предположением мнение Зверева (отражено в письменных показаниях) о том, что Плотников общался в городской администрации только с Туруевым. Свидетель ответил утвердительно: «Как бы да».
Судья попросил бывшего водителя КУМИ уточнить, при каких обстоятельствах встречались Плотников и Туруев.
— После моей работы, — сказал сначала Игорь Зверев.
— Вам откуда известно? Вы не знаете, встречался ли после работы Туруев с Плотниковым? Или во время работы? — задал сразу три вопроса судья.
— Возможно, — ответил на последний из них свидетель.
Большую часть утреннего заседания обвинение исследовало материалы очередного тома доказательств вины Павла Плотникова. На этот раз зачитали данные о его служебных обязанностях и служебных перемещениях в администрации Йошкар-Олы. Карьера Плотникова началась в ноябре 2001 года с должности начальника отдела земельных отношений КУМИ (заместителя начальника комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии). Закончилась в ноябре 2015 года, когда городское собрание отстранило его от должности по ходатайству прокуратуры Марий Эл. Перечисление карьерных перемещений и служебных обязанностей Плотникова заняло почти час. После обеденного перерыва представители гособвинения сообщили, что свидетели Маркушин и Перминова не смогли явиться в суд. Маркушин будет в Йошкар-Оле только через четыре месяца. Следующее заседание состоится 9 октября.
Плотникова задержали в декабре 2015 года по обвинению в получении взятки. Позже появилась информация об уголовном деле по причастности к незаконному предпринимательству. В следственном изоляторе Плотников провел год и восемь месяцев.
В 2016 году состоялся суд по делу о покушении на убийство Плотникова, когда тот был мэром. Обвиняемый — предприниматель Александр Туруев, суд приговорил его к восьми годам лишения свободы. В основу обвинения, предъявленного Плотникову, легли показания Туруева, которые тот дал после задержания в апреле 2015 года.