Митинг, прошедший 16 сентября, завершил неделю споров дольщиков с парламентариями и правительством Вологодской области. Чуть ранее прошли публичные слушания по областному закону, который призван защитить права людей. Рассказывает корреспондент «7x7».
Митинг был немноголюдным и недолгим: собравшиеся по очереди выступили перед видеокамерой.
— Самая большая беда в нашем обществе — равнодушие, — говорили вологодские активисты. — В Вологодской области пострадали сотни дольщиков, но все ли они пришли сюда? Нет. Поэтому с нами и делают такие вещи. Занимайте активную гражданскую позицию, отстаивайте ее, будите друзей, знакомых, рассказывайте о нашей беде, не замалчивайте ее. Мы должны быть едины, чтобы отстаивать наши права.
Депутат областного законодательного собрания Александр Морозов перечислил требования:
— Необходимы поправки в федеральное законодательство, которые будут уголовно преследовать воров, укравших квартиры у обманутых дольщиков, поправки в федеральное законодательство, которые обяжут региональные власти отвечать своей головой за контроль над строительством, поправки в федеральное законодательство, которые не позволят ни одному человеку остаться без квартиры, которую он оплатил из своего кармана полным рублем.
Закон о дольщиках
О том, что для поддержки обманутых дольщиков планируется принять областной закон, стало известно еще весной. С тех пор закон приняли в первом чтении, однако проект в редакции областных властей не устроил дольщиков. По предварительным данным, в окончательной редакции его планируется принять 20 сентября.
Ранее во время публичных слушаний тот же депутат Александр Морозов предложил ввести ответственность Центробанка РФ за выдачу и отзыв лицензий страховым компаниям:
— Нам непонятна позиция Центробанка Российской Федерации, который отозвал лицензию страховой инвестиционной компании «СТИНКО», даже не оповестив при этом участников долевого строительства, — заявил он. — В итоге в нашей области пострадали дольщики «СУ-13», которые остались без полисов страхования гражданской ответственности застройщика и денежной компенсации. Центробанк как регулятор деятельности страховых организаций обязан отвечать за свои решения: если отозвал лицензию, обязан брать на себя компенсационные выплаты участникам долевого строительства.
Складчина и компенсации
— Пока весь механизм не будет запущен, стройки не продолжатся, — объясняют дольщики. — А недостроенные дома стоят, разрушаются, возрастает стоимость продолжения работ. Поэтому мы решили сами сброситься и достроить свой дом. Но мы требуем компенсации наших затрат. В нынешней редакции законопроекта мы сможем претендовать на компенсацию только тех сумм, которые необходимо будет внести с момента принятия закона до окончательной сдачи дома в эксплуатацию. Но поскольку наш дом сейчас уже фактически готов, суммы компенсаций для нас получатся копеечные.
Договоров долевого участия в отношении дома в поселке Кувшиново, о котором говорил собеседник «7x7», заключено на сумму 83 млн руб. Сколько из них потрачено в реальности — неизвестно. На достройку дома было необходимо 16 млн руб., из них 4 млн взяла на себя администрация Вологодского района, она оплатила установку трансформаторной подстанции. 12 млн легли на плечи дольщиков, они смогли собрать только 10 млн: одни, доверившись строителям, продали единственное жилье, чтобы оплатить долевое участие, и теперь вынуждены жить в съемных квартирах, у других оформлена ипотека, кто-то вложил в строительство материнский капитал.
Проблема обманутых дольщиков в Вологодской области возникла около десяти лет назад. Тогда в Вологде и Череповце более шестисот дольщиков компаний «ВолСпецСМУ» и «УКС» не получили купленные ими квартиры. На сегодняшний день требования дольщиков этих компаний формально считаются удовлетворенными, но несколько домов достраиваются до сих пор. Новые обманутые дольщики появились в течение последних двух лет, когда компании «СУ-13», «Теплодом» и «Новый дом» заморозили стройки ряда домов в Вологодском (поселки Кувшиново и Алексино) и Шекснинском (поселок Шексна) районах. В специальном реестре сейчас значится 282 вологодских обманутых дольщика.