Полицейские завели уголовное дело на костромичей, которые с помощью криптовалюты обналичили более 500 млн руб. Ведущий эксперт «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян и костромской юрист Виталий Красношапка назвали «странной» квалификацию этого дела как «незаконная банковская деятельность». Корреспондент «7x7» разбирался, в чем обвиняют костромичей.

 

Что говорят в МВД

1 сентября пресс-служба МВД объявила, что костромские полицейские совместно с ФСБ раскрыли преступное сообщество «обнальщиков». Они переводили между собой крупные суммы денег, с помощью международной платежной системы и криптовалютной биржи обналичили более 500 млн руб. Полиция квалифицировала это как незаконную банковскую деятельность. Задержанных отпустили под подписку о невыезде.

 

 

О чем идет речь

Криптовалюта — это цифровые счетные единицы, выпуск и учет которых децентрализован. Эти системы функционируют при помощи распределенной компьютерной сети и основаны на технологии блокчейна. Информация о транзакциях обычно не шифруется и доступна в открытом виде. Для обеспечения неизменности базы транзакций используются элементы криптографии. Биткоин — самая популярная криптовалюта.

Блокчейн — технология выстроения блоков транзакций в цепочку. Используется при обороте цифровой валюты биткоин.

Фиатные или фидуциарные деньги — это деньги, чья номинальная стоимость устанавливается и гарантируется государством вне зависимости от материала, из которого изготовлены финансы. Стоимость фидуциарных денег зависит от веры людей в то, что они смогут обменять их на что-либо ценное.

Курс биткоина на криптовалютных биржах 2 сентября впервые поднялся до пяти тысяч долларов. 

 

«Телега впереди лошади»

Эксперт общественной организации «Роскомсвобода» Саркис Дарбинян рассказал «7x7», что в истории с обвинением костромичей больше вопросов, чем ответов:

— Весьма странным выглядит квалификация преступления, которое им сейчас пытаются инкриминировать. Если у обвиняемых действительно была площадка по обмену биткоинов, как утверждают новости, то тут и близко нет признаков состава преступления, предусмотренного 172-й статьей Уголовного кодекса РФ, так как обмен криптовалют на фиатные деньги никак нельзя назвать банковской деятельностью. Вся банковская деятельность отрегулирована федеральным законом «О банках и банковской деятельности», и там нет ничего связанного с оборотом криптовалют.

По словам Дарбиняна, использование криптовалюты в России не регламентировано, и это рождает собственную трактовку со стороны силовиков: пока регуляторы и депутаты обсуждают будущее криптовалют и технологии блокчейна в России, правоохранительные органы вовсю гонят телегу вперед лошади. Прокуроры блокируют сайты криптовалютной тематики, силовики преследуют биткоин-энтузиастов за активность в соцсетях, предупреждают бизнесменов о недопустимости приема биткоина в качестве средства платежа. 

— И вот уже первые уголовные дела. Хотя, конечно, подобное можно было ожидать. Правоохранительные органы исходят из того, что биткоин и другие криптовалюты используются исключительно в противоправных целях. И я думаю, что скоро мы будем слышать все больше о подобного рода уголовных делах, — считает эксперт. — Криптовалюты — это золотая лихорадка нашего времени, а в мире оборота криптовалют происходит, по сути, «Дикий Запад». Многие участники рынка даже не думают о юридических аспектах подобного рода деятельности и даже не пытаются создать легальные правовые алгоритмы работы с этой валютой, используя имеющееся законодательство. Несмотря на то, что криптовалюты до сих пор не получили особого правового статуса и нормативного регулирования, некоторые действия с их использованием уже сегодня могут повлечь уголовное преследование. Например, может быть применена и 171-я статья УК РФ за незаконное предпринимательство, и часть 1 статьи 174 УК РФ за легализацию преступных доходов (если тот, кто меняет такие фиатные доходы на криптовалюты, знает об их незаконности), да и еще целый ряд статей уголовного закона, для которого не всегда важен правовой статус криптовалют.

Биткоин-энтузиаст и активист Либертарианской партии России Михаил Светов согласился с тем, что костромичи, скорее всего, занимались целенаправленным обналичиванием средств, и подтвердил, что для этого довольно часто используют криптовалюты. Он предположил, что задержание костромских пользователей криптовалюты и уголовное дело на них может быть использовано ФСБ как способ «наворовать биткоинов».

Юрист Виталий Красношапка, который работал с костромскими пользователями биткоина, рассказал порталу Forklog, что те не принимали вклады, не выдавали кредиты, не открывали банковские счета и не выдавали банковские гарантии.

— По всей видимости, органы предварительного следствия и надзирающий прокурор усматривают куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах, — резюмирует Красношапка. — Дело в том, что биткоин по смыслу статьи 128 Гражданского кодекса не существует как объект гражданских правоотношений. Следовательно, с ним де-юре невозможно по закону совершать такие сделки, как купля и продажа, мена, аренда, дарение и прочее. Возникает странная ситуация, когда государство отрицает, что биткоин — это валюта, но тут же привлекает лиц к ответственности за операции с валютой.