У жителей села Дубровичи в Рязанской области есть поводы для гордости — в их местах археологи находили свидетельства жизни древних людей, сами они выкапывали на своих огородах клады и кости мамонтов. Неподалеку находится современный авиационный полигон, где проходят международные конкурсы летного мастерства «Авиадартс». Но в самом селе нет ни одной асфальтовой дороги, канализационные стоки сливаются в яму посреди поля, кругом растут стихийные свалки. Как живут люди всего в 13 километрах от Рязани, узнала корреспондент «7x7».

 

Рубило, огурцы, Шойгу

Село Дубровичи в 13 километрах и 15 минутах езды от Рязани впервые упоминается в письменных источниках в XVI веке. Археологи же утверждают, что это место — чуть ли не колыбель возникновения всего человечества: именно здесь найдено кремниевое рубило, изготовленное около 80 тыс. лет назад. В наши дни жители Дубровичей случайно раскапывали на своих огородах кости мамонтов и других давно покинувших этот мир животных, а также клады старинных монет. Село было родиной археолога, профессора Василия Городцова. В советские времена оно прославилось как «огуречный край»: сладкие дубровические огурцы не сходили с рыночных прилавков с поздней весны до конца лета.

В 2015 году о дубровическом авиационном полигоне узнала вся страна: на международных Армейских играх «Авиадартс», на которые приехал министр обороны Сергей Шойгу, разбился вертолет Ми-28, погиб пилот Игорь Бутенко. В 2016 году село снова прославилось — на этот раз чередой убийств домашних кур и кроликов. Неизвестное животное прогрызало или открывало клетки, затем убивало животных и птицу одним укусом. Местные жители предположили, что у них завелась чупакабра — таинственное существо, которое убивает домашних животных и пьет их кровь. Тогда же стало известно о проблемах устаревшей канализационной системы. Некоторые связали эти два явления, предположив, что какой-то зверь мутировал из-за экологических проблем и превратился в чупакабру.

— Приезжайте, все покажем, — пригласили местные жители. — Только не тяните до начала дождей, а то на «легковушке» не проедете. И сворачивайте с главной дороги сразу же за указателем «Дубровка».

 

Вдоль свалок, по бездорожью

Дорога за указателем на коттеджный поселок «Дубровка» оказалась ровной и качественной, но только до шлагбаума, за которым расположен авиационный военный полигон. Дальше началась обычная деревенская грунтовка, по которой летом, подскакивая и ойкая, еще можно добраться до Дубровичей. Перед въездом в село, с обратной его стороны, вдоль дороги на глаза начинают попадаться кучки крупногабаритного и бытового мусора. За высокой травой его почти не видно, однако запах разложения чувствуется издалека, над кучами кружат рои мух.

 

 

— Мусоровоз приезжает в Дубровичи раз в неделю, по вторникам. С одной стороны, ничего не стоит собирать свой мусор в большие пластиковые пакеты в течение недели, с другой — не каждому это нравится. И сломанную мебель мусоровоз не примет. Поэтому выбрасывают, куда придется. Здесь, за селом, постоянно растут свалки, еще прямо в разваленном здании бывшего клуба. Его забросили, кирпич растащили, остались одни стены, а в них — помойка. Это почти в центре села, — говорят местные жители.

Они просят не называть их настоящих имен, «потому что у сильно смелых уже случились неприятности». Весной в Дубровичи приезжали тележурналисты, жители рассказали им об отсутствии дорог, постоянных свалках и разливах канализации. После этого одних внезапно оштрафовали за кучи строительных материалов перед калиткой, другим через «посредников» пригрозили проблемами на работе.

Говорят, что периодически требовали от бывшей главы сельского поселения Ольги Ходиной убрать мусорные кучи, теперь с тем же требованием обращаются к исполняющей обязанности главы Алле Ходиной — снохе предыдущей руководительницы. Свалки периодически убирают, но вскоре они появляются снова. По мнению местных жителей, уже давно пора начать применять строгие меры к непорядочным соседям либо установить мусорные контейнеры, изменить график приезда мусоровоза.

— Сами проводим субботники, сами засыпаем ямы на тех местах, которые принято называть дорогами. С осени и до поздней весны по ним невозможно проехать. Мужчинам уже приходилось вытаскивать из грязи неотложки, после чего скорая помощь перестала сюда приезжать. Зимой дороги расчищают три-четыре раза за сезон. Прошлой зимой умерла одна бабушка — тело пришлось вывозить на тракторе. Люди жалуются на отсутствие дорог в районную администрацию, но им отвечают, что средства, выделенные на ремонт, освоены, дороги привели в порядок, — рассказывают жители Дубровичей.

В реальности, по их словам, весной 2017 года местные молили поселковую администрацию привезти хотя бы строительный мусор, чтобы завалить им наиболее глубокие ямы. И строительный мусор привезли: глыбы бетона с торчащими арматурами. Жители укладывали его в канавы с грязью своими силами.

Дорогой можно назвать только одну — засыпанную щебнем проезжую часть на улице Городцова. Проезжаем по ней до «помоечных» развалин клуба и встречаем женщину с косой, которая констатирует: мусор за стены бывшего Дома культуры выбрасывают ежедневно. Это подтвердила и дачница Нина Васильевна.

 

 

— У меня дом почти напротив, ежедневно наблюдаю картину: едут на машине — швыряют мусор из окон. Недавно субботник провели, но через неделю снова будет свалка. Клуба в селе нет, молодежь без дела слоняется, бог знает, чем занимается, — пояснила дачница.

Молодежь от нечего делать действительно придумывает сомнительные развлечения. В середине июля с площадки у шиномонтажа украли изготовленного местным кузнецом двухметрового динозавра. Несколькими днями позже его нашли в кустах в искореженном виде.

— Почему не восстановить здание, а в нем не сделать снова клуб? Одноэтажное здание вполне можно отстроить на этом фундаменте и оставшихся стенах. Понятно, что на все нужны средства, но так получится дешевле, чем строить новый. А еще вы поезжайте вниз по улице: там еще увидите огромную вонючую лужу — это водопроводная труба прохудилась еще пару месяцев назад. Так и продолжает течь, — сообщила Нина Васильевна и отправилась на покос.

 

 

 
 
 

 

Болото малое, болото большое

В конце улицы Советской, за остановкой общественного транспорта действительно когда-то разлилась лужа, которая уже превратилась в зловонное болото. Если пойти от него вверх по улице, в траве можно обнаружить нечто наподобие пробивающегося из земли родничка: бьет ключ из прохудившейся водопроводной трубы. Вместе с водой утекают деньги, которых, по словам местных, в бюджете сельского поселения отродясь не было.

 

 

 
 
 

Это так называемое болото малое. По пути к болоту большому проезжаем мимо четырех трехэтажных домов. Весной 2016 года здесь случилась экологическая катастрофа: из засоренных канализационных колодцев хлынули нечистоты и затопили придомовое пространство и луга. В начале апреля канализационные озера подмерзали и на какое-то время переставали вонять, но ближе к маю оттаяли и вынудили жителей округи спать с наглухо закрытыми окнами, выходить на улицу с прижатым к носу платком.

— Старожилы говорят, что проблема возникла лет 15 назад, когда закрыли очистные сооружения, а местная канализация начала приходить в негодность, ее латали на скорую руку. А надо было реконструировать. Года четыре назад сети вообще передали на баланс сельского поселения — тут и начался ад. Подземные канализационные коммуникации вышли из строя более 10 лет назад, с тех пор забиваются канализационные колодцы, вонючие «роднички» бьют прямо из-под ног. А нечистоты, которые откачивают из ям частных домов, сливаются вот сюда, в болото большое, — просвещают местные жители.

 

 

 
 
 

 

Издалека водоем кажется красивым озером с водой насыщенного сине-коричневого цвета и камышами по берегам. Вблизи оказывается зловонной ямой, заполненной нечистотами. Границы ее скрыты камышами и тиной. Из-за забора, огораживающего промышленные ангары, выходит направленный в водоем сточный желоб. Невдалеке валит черный дым — это на местной лесопилке избавляются от мусора.

— Радует, что мы живем на другом конце села, но иногда и до нас запах доходит, — делится одна женщина.

— А моя мама посмотрела фильм, который сняло про нас рязанское телевидение, и тут же позвонила: «Боже, ты куда вышла замуж?! Срочно возвращайся в город!» — подхватывает вторая. — На самом деле не все так плохо, не всегда вонь и грязь, просто обидно, почему в нашем селе все вот так. Молодые семьи строят дома вдали от города, переезжают, мечтают о свежем воздухе и прогулках с детьми, а тут грязь непролазная, мусор и переполненный малюсенький детский сад, в который попасть невозможно.

Приводят в пример село Поляны, которое находится на таком же расстоянии от города, тоже в Рязанском районе, но там есть и детские сады, и дороги, и даже спорткомплекс с гостиницей. И недоумевают: почему там все «живут как белые люди», а здесь боятся наступления осени из-за того, что порой по грязи невозможно выехать в город и купить заболевшему ребенку лекарство.

 

 

 
 
 

 

«Привыкли только требовать»

Пенсионерка Елена Протасова переехала в Дубровичи 20 лет назад. Она считает, что многие проблемы надуманы, а людям самим нужно активнее принимать участие в жизни села: почаще выходить на субботники и понимать, что денег в бюджете села нет.

— Объявили субботник — на него вышли всего лишь несколько человек. А когда я собирала деньги на установку детской площадки, чего только не выслушала в свой адрес! А всего-то по 500 рублей нужно было скинуться. Мне говорили, что это не их дело — на детские площадки собирать, а государство обязано. Но ведь надо что-то делать, если у государства нет денег, — уверена она.

Уточняет, что никого никогда не осуждает, потому что понимает: руководить сельским поселением — это серьезная ответственность, районом — ответственности еще больше. Просто некоторые люди преувеличивают проблемы села, слишком быстро и однобоко делают выводы.

— Помню, нас еще в школе учили: государство — это мы. Но многие привыкли только требовать, сами ничем не помогают.

— А как же налоги и многочисленные иные сборы?

— Это само собой, но нужно же и свое старание приложить, помочь. Нет денег у государства, как вы не поймете? Денег нет — и ничего нет, — подытожила пенсионерка.

Такого же мнения придерживаются некоторые чиновники. На встрече главы Рязанского района Натальи Жуневой с местным населением, которая состоялась неделю назад, сотрудница министерства ТЭК и ЖКХ посоветовала людям самостоятельно засыпать зловонное озеро песком. Чтоб больше не воняло.

Наталья Жунева в ответах на вопросы редакции «7x7» сообщила, что в 2016 году администрация Рязанского муниципального района дала в кредит Дубровическому сельскому поселению 3 млн руб. на капитальный ремонт канализационной сети. В 2018 году планируется заказать проект реконструкции канализационных сетей сельского поселения Дубровичи. По поводу отсутствия дорог Жунева ответила обтекаемо: «Дорожный фонд поселения формируется из акцизов по установленным нормативам законом Рязанской области о бюджете в соответствии с протяженностью автомобильных дорог, стоящих на балансе администрации». Из официальной бумаги также следует, что ответственность за принятие решения о строительстве клуба лежит на местных депутатах, а жалоб на недостаток мест в Дубровическом детском саду от местных жителей якобы не поступало. Поэтому вопрос о строительстве нового не рассматривался.

За более детальными ответами Жунева посоветовала обратиться к исполняющей обязанности главы Алле Ходиной.

В установленный законом о СМИ срок на запрос редакции Ходина не ответила. В телефонном разговоре сообщила, что была в отпуске, а помощники, по всей видимости, ей ничего не передали.