Министерство труда, занятости и социальной защиты Коми не будет с 1 октября переводить младших медсестер Кочпонского психоневрологического диспансера на должности санитарок (мойщиц) и уборщиц. Такое заявление 15 августа сделала замминистра Светлана Суворкина на закрытой встрече с сотрудниками региональных интернатов в Общественной палате республики (в распоряжении «7x7» есть аудиозапись). По ее словам, уведомление о возможном переводе медсестер на другие должности выдано с нарушениями закона, поэтому оно аннулировано. Суворкина признала, что сотрудники министерства недостаточно проработали вопрос оптимизации, поэтому в ближайший месяц состоится повторный анализ ситуации. Руководитель общественной организации «Особое детство» Юлия Посевкина предложила включить активистов в состав группы, которая выработает новые рекомендации по оптимизации сферы. Интернет-журнал «7x7» пересказывает самые важные пункты собрания в Общественной палате.

 

Почему возник конфликт

Как пояснила Светлана Суворкина, с 2016 года в России введены новые профессиональные стандарты для работников медицинских учреждений, где прописано, как надо ухаживать за больными. Но пока не совсем понятно, как применять этот документ в учреждениях социальной сферы, в том числе и в интернатах Коми, где находятся люди с инвалидностью. По словам заместителя министра, ее коллеги пытались прояснить этот вопрос в федеральном министерстве в Москве, но там не ответили на письма из Сыктывкара.

Сейчас работающие в интернатах Коми младшие медсестры не только ухаживают за больными, но и убираются в их комнатах. В Минтруда региона решили разделить эти функции, именно поэтому, по словам Суворкиной, и возникла идея оптимизации. Медсестры уверены, их перевод на другие должности нужен прежде всего для экономии бюджетных расходов.

 

Что написано в профстандарте

Чтобы стать младшей медицинской сестрой в интернате, надо иметь среднее образование (закончить 11 классов) и пройти двухмесячные курсы. По словам Светланы Суворкиной, сейчас не все работницы интернатов в Коми прошли обучение.

— Профстандарт вступил в силу в 2016 году. Почему работодатели не были заинтересованы тогда обучить сотрудников? — прокомментировала ситуацию младшая медсестра Светлана Шарконайте. — Мы просили работодателя позволить нам учиться.

На совещании стало известно, что у директора Кочпонского интерната Ольги Бушеневой до назначения не было опыта работы на руководящей должности, отсутствует специальное образование. Это тоже является нарушением нового профессионального стандарта.

— Почему тогда уволили предыдущего руководителя Кочпонского интерната и поставили этого [Ольгу Бушеневу]? – спросила собравшихся руководитель общественной организации «Особое детство» Юлия Посевкина.

— Вы задали вопросы, которые дадут пищу для размышлений, — прокомментировала этот вопрос председатель Общественной палаты Коми Галина Киселева.

— Я бы сказала — пищу к действиям, — сказала Юлия Посевкина.

 

Как ситуацию оценивают в инспекции по труду

Руководитель государственной инспекции труда в Коми Лидия Некучаева призналась, что сотрудники интернатов завалили ее коллег работой, они направили более 200 обращений.

По ее словам, пока младших медсестер не перевели на другие должности или уволили, нарушения закона не произошло. Однако в инспекции видят такую опасность, поэтому ее работники направили руководителям интернатов предостережения о том, что нарушать закон нельзя.

— Если работник не согласен с переименованием своей должности, увольнение происходит с выплатой выходного пособия в течение двух недель. Но если будет массовость и все работники откажутся, то работодатель обязан уволить людей по сокращению. Работодатель должен ознакомить работников интерната с новыми условиями за два месяца. И два месяца — это минимальный срок. А может это произойти через три месяца, через полгода, год. Пока права сотрудников еще не нарушены, — сказала Лидия Некучаева.

 

Что сказали сотрудницы интернатов

Перед тем, как слово взяли младшие медсестры, на собрании выступил директор Эжвинского интерната Евгений Кокарев. Он заверил, что при оптимизации никто из его подчиненных не потеряет часть зарплаты.

Его слова раскритиковала работница Эжвинского интерната Маргарита Шишина.

— У нас было первое собрание, где директор нам сказал: «Не нравится так, наймем клининговую службу». Сейчас наш директор увидел статью о конфликте в газете «ПроГород», где сказано, что мы написали заявления в прокуратуру. И теперь давит на всех, чтобы мы забрали заявления. Уговаривают коллективно и лично. И он говорит: «С теми, кто не заберет заявления, у меня будут плохие отношения». На нас давят, хотят уволить. Люди боятся. И он нам сказал: «Не нравится, увольняйтесь». Сейчас я получаю 17–18 тысяч рублей. После оптимизации останется 12 тысяч. Он нам сказал, что новые договоры и бумаги нам выдадут впритык — 1 октября.

Евгений Кокарев никак не смог прокомментировать эти слова.

Другие медсестры заявили, что директора их интернатов заявляли на встречах с трудовыми коллективами, что с 1 октября зарплата и отпуск работников уменьшатся, а обязанностей станет больше.

 

Каковы итоги заседания

Замминистра труда, занятости и социальной защиты Светлана Суворкина признала, что ее коллеги нарушили закон, не предоставив за два месяца персоналу интернатов все необходимые документы для перевода на другие должности. Поэтому с 1 октября как минимум в Кочпонском интернате все младшие медсестры продолжат работать на своих должностях.

— Министерство благодаря вам, медсестрам, посмотрело на проблему более детально и глубоко, — сказала Суворкина.

Министерство намерено провести анализ ситуации и понять, каким образом необходимо провести разделение труда: предполагается, что часть персонала все-таки станет уборщицами, а часть останется младшими медсестрами. Чиновники планируют создать рабочую группу по этому вопросу. Руководитель организации «Особое детство» Юлия Посевкина попросила включить себя и юриста своего НКО в ее состав.

Член Общественной палаты Коми Николай Беляев предложил бесплатно обучить тех работников, у которых нет достаточной квалификации согласно новому профстандарту, и сохранить за ними должности младших медсестер.


Министерство труда, занятости и социальной защиты Коми этим летом решило оптимизировать работу нескольких интернатов в регионе. Предполагалось, все младшие медсестры будут переведены на должность санитарок (мойщиц) и уборщиц. Работницы интернатов выступили против этого. Они уверены, что после оптимизации они потеряют в зарплате, должны будут выполнять и прежние, и новые обязанности, у них пропадет часть трудового стажа и льгота в виде дополнительных отпускных дней. 

Руководство Кочпонского интерната ответило «7x7», что оказание медицинских услуг не является основным видом деятельности. Для ухода за несовершеннолетними воспитанниками интернат сохранит ставки по должности «младшая медсестра», а сокращать финансирование на выплату заработной платы не будет. 

Сотрудники интернатов в Коми заявили, что будут добиваться отмены предполагаемой оптимизации. 14 августа они опубликовали обращение к президенту страны Владимиру Путину.