Выездной интенсивный курс для детей с аутизмом состоялся в Карелии. В течение недели особенные дети бесплатно отдыхали с родителями на природе. Организовал поездку юниорский союз «Дорога» за счет гранта от фонда «Обнаженные сердца». Корреспондент «7x7» побывал в местечке Маткачи.

Наталья Никулина — человек-вдохновение, идея, энергия, идей у нее много, но пока их удается развивать только за счет грантов, а не государственных программ. Для Натальи это уже не первый подобный курс для детей с аутизмом. Три года назад она открыла небольшую студию «Играем вместе» для особых детей, которая за несколько лет превратилась в настоящий клуб с творческим, спортивным, кулинарным и садово-огородным направлениями. Этот загородный лагерь — четвертая попытка. 24 ребенка, из них 11 — с аутизмом. Их поделили на три отряда, организовали жизнь по распорядку, правилам должны следовать все без исключения.

 

 

Занятия подобраны творческие. Музыкальные проводит арт-терапевт Сергей Стангрит, он уже несколько лет работает с особенными детьми. С помощью музыки он разговорит любого. Хлопает по барабану, Степа отвечает, ритм сбивается, меняется — это такой диалог без слов, основанный на импровизации. Кажется, что детям с аутизмом, привыкшим к определенному порядку вещей, будет сложно. Но нет. Дети участвуют. Сергей только направляет.

Другая группа в это время делает гусеницу из поролона и веревочек. Занятие ведет опытный педагог Анна Антонова. Дает свободу в выборе размеров, материалов. Дети творят: кто один, кто вместе с мамой. Радуются, что получилось. Анна вставляет палочки в поролон — и вот уже гусеница оживает и начинает ползти. Дети пытаются повторить. Один из участников мастер-класса, одиннадцатилетний Таймас, подходит к журналисту, чтобы дать интервью. Сам.

— Я сделал гусеницу. Она вот так двигается. Мне очень нравятся занятия у тети Ани, у Сергея Яковлевича и рисование, — рассказал Таймас.

Мама Таймаса Хуснутдинова рассказывает, что ее сын в такой образовательной программе уже третий раз. Он становится самостоятельней, общается. Интервью давал впервые — не раз видел, как это делают другие, хотел попробовать сам. В глаза не смотрел, но отвечал. А вот с другим мальчиком, Яриком, побеседовать не удалось. По словам его мамы, в три года он прекрасно общался, но после пошло ухудшение. Семья Ярослава — из Медвежьегорского района Карелии, такие учебные программы там не проводятся.

— Очень нравится, что и рисуем, и лепим, и музыкальные занятия есть. Много положительных эмоций, и скучать здесь некогда и детям, и родителям. Такие лагеря нужны, конечно, в каждом районе. Они объединяют родителей, те могут получить интересную информацию о своем опыте в общении с такими особенными детьми. И это большая моральная поддержка, — рассказала мама Ярослава Любовь Белкина.

Благодаря проекту «Лето со смыслом» в этом году получилось поэкспериментировать. Набрали группу из шести детей без родителей. Каждого сопровождает волонтер. Такую практику педагог Татьяна Буяло увидела в Америке, где проходила стажировку. Это было одним из этапов гранта от фонда «Обнаженные сердца». Два волонтера прошли обучение в штатах, чтобы потом применить свои знания на родине.

— Там в лагерях одновременно отдыхает до 70 детей, больше половины — с аутизмом. В Америке лагеря устраивают больше десяти лет. Главное отличие этих лагерей — цель, чтобы дети с аутизмом получали удовольствие, могли отдыхать без родителей, — рассказала Татьяна. — В Америке очень внимательно относятся к родителям детей с аутизмом. Им надо давать возможность отдохнуть: если у тебя в семье особенный ребенок, ты не можешь его оставить с кем-то и уехать. Родители нон-стоп со своими детьми, потому что поручить их никому не возможно, даже ближайшим родственникам. И в лагере, когда ребенок отдыхает, работа с родителями тоже продолжается — им высылают фотоотчет о том, как их ребенок проводит время.

Татьяна помогает и здесь, в Карелии, организовать все, как в Америке. Тоже фотографирует своих подопечных. Правда, из-за отсутствия интернета не может отправлять фотоотчеты родителям. Сохраняет все снимки и видео, чтобы отдать по возвращении. Пока приходится ежедневно звонить и рассказывать, как провели день, что ели, как спали. Помимо интернета, по словам Татьяны, здесь не хватает команды психологов. В Америке есть психотерапевты, арт-терапевты, поведенческие терапевты, которые на добровольных началах работают с особенными детьми. Это скорая помощь волонтерам.

 

 

У Натальи Никулиной сын с аутизмом. Степе восемь лет, и он, как и все дети, хочет личного пространства и отрыва от мамы и ее контроля.

— Все говорят, дети с аутизмом не любят общаться. Ничего подобного. Ему нужна вот такая тусовка. Очень давно. Ему очень хочется общаться с детьми, только у нас мало возможностей для этого, а здесь они есть, — рассказала руководитель проекта «Лето со смыслом» Наталья Никулина.

Сразу после выездного курса в Маткачах Наталья планирует запустить новый проект «Искусство помогать». Юниорский союз «Дорога» получил поддержку Министерства социального развития Карелии в 160 тыс. руб. Волонтеров обучат работать с детьми с инвалидностью, вовлекать их в занятия со сверстниками. Участие в проекте смогут принять 50 человек.