Адвокат Роман Койдан отказался от сотрудничества с партией «Единая Россия», об этом он написал 17 июля на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». Там же он заявил, что всегда старался держаться вне политики, но при этом намерен баллотироваться в депутаты регионального парламента. Сейчас он критикует власти республики, схожие заявления делают и другие общественники. Корреспондент «7x7» поговорил с Романом Койданом о том, с чем связана такая протестная активность, не являются ли выступления против Гапликова свидетельством формирования оппозиционной коалиции в республике.

— «Единая Россия» предлагала вам курировать федеральный партпроект «России важен каждый ребенок». Глава Коми Сергей Гапликов заявил, что вы будете выдвигаться в депутаты Государственного совета республики от этой партии. Вам действительно это предлагали?

— Никто меня не приглашает в Госсовет. Я сам пытался пройти в парламент в 2015 году, одержав победу на праймериз «Единой России», будучи беспартийным — в Магистральном округе Сыктывкара. Магистральная группа по итогам выборов набрала невысокий процент, и попасть в Госсовет по ее списку можно только на освободившийся мандат. Их распределением занимается партия, которая, на мой взгляд, делает все, чтобы меня туда не пустить. Примеров тому много, мандаты освобождались часто. Леонид Вокуев по Магистральному округу был в списке под номером три, я — под номером один. Он — в Госсовете, я — нет. Все остальное — сплетни, болтовня и выдумки политтехнологов. 

Чем вас не устраивает «Единая Россия»?

— Я не вижу в этой партии силу, способную оказать поддержку на выборах. Политические очки я вообще не готов никому давать, так как политикой не занимаюсь в принципе. Я веду общественную деятельность, практикую как профессиональный юрист и хочу заниматься законотворчеством, потому что знаю, как качественно улучшить региональное и федеральное законодательство в социальной сфере. «Единая Россия» давно дискредитировала себя. Мне не по пути с людьми, которые послушно принимают законы типа 144-го [республиканский закон, отменявший часть компенсаций платы за детские сады], согласуют непонятную должность спецпредставителя Коми по приказу «желтого дома», по указке поднимают зарплату Гапликова на миллионы рублей, увеличивая дефицит бюджета, и так далее. Да и они, думаю, не рады будут видеть меня в своих рядах. 

Что вы можете возразить на обвинение в том, что вы выступали против закона 144-РЗ ради пиара? 

— Гагарин в космос тоже ради пиара летал? Давайте разделять бахвальство и — в прямом смысле — связи с общественностью. Я вел социально значимое дело, 144-й закон коснулся тысяч людей, поэтому для информирования граждан прибегал к помощи СМИ и социальных сетей. Если власть дает мне поводы, я их упускать не буду. 

— Вы на своей странице в соцсетях выступаете с критикой правительства и Гапликова, одновременно с вами схожие заявления делает Егор Русский, вы поддерживаете друг друга репостами и начали критику примерно в одно и то же время. Есть ли сейчас какая-то коалиция, выступающая против нынешней власти в регионе?

— По-моему, сейчас вся адекватная общественность выступает с критикой правительства и Гапликова. С Егором я виделся всего один раз, на суде по закону о компенсациях. Да, в отношении политического кризиса в Коми у нас во многом схожее мнение, но сговора между нами нет. Если речь идет о сетевом движении «Республиканская Коалиция», то оно сформировано на основе актива «Мы против 144-РЗ». Насколько я знаю, нежелание администрации оставить в покое детские компенсации послужило для участников поводом расширить структуру движения и привлечь другие оппозиционные сообщества. Гапликов умудрился сплотить людей и развить локальный социальный протест до политического уровня. 

— Почему вас раньше поддерживало информационное агентство «БНК», а теперь нет?  Связано ли это с тем, что оно аффилировано с администрацией главы Коми? 

— Раньше я вел телепрограмму «Телезащитник», «БНК» выступало информационным партнером этого проекта. Сначала меня лишили эфира на «Юргане» [республиканский телевизионный канал], что я связываю в первую очередь со своей общественной деятельностью, потом на «Комиинформе» закрыли рубрику бесплатной юридической помощи «Ваш защитник». Последним на «Комиинформе» стал вопрос жителя о предвыборном обещании Гапликова выплачивать семьям денежные компенсации за первого ребенка. Обещание оказалось пустышкой, о чем я и сообщил гражданину на сайте «Комиинформа». Больше вопросов по этому каналу ко мне не поступало. Когда я включился в кампанию против 144-РЗ, поддержку перестали оказывать все СМИ «правительственного пула», не только «БНК». 

 Что такое Центр развития правовой культуры (ЦРПК), созданный в августе 2015-го за месяц до ареста Гайзера? Среди учредителей — компания «Север-Медиа» и «БНК».

— Центр развития правовой культуры  — это некоммерческая организация, основной уставной целью указана бесплатная юридическая помощь населению. Планировался юридический образовательный проект. Помимо меня учредителями этой некоммерческой организации были «БНК», Академия госслужбы, «Комиинформ», газета «Республика». Но поскольку координировалась структура правительством, после ареста руководства проект, к сожалению, не получил развития.