Первый президент Республики Марий Эл Владислав Зотин 22 мая отпраздновал 75-летие. В числе поздравивших его был врио главы республики Александр Евстифеев. 10 июля Зотин вернулся в политику и занял должность председателя Общественной палаты Марий Эл. Корреспондент «7x7» в связи с назначением задал Зотину несколько вопросов. Интернет-журнал публикует ответы.
Что будет делать на новой должности
— Мы, Общественная палата, защищаем интересы народа перед властями. Следим, чтобы соблюдались права граждан и законы. Обобщаем полученную от жителей информацию. Например, по какому-то вопросу приходит много людей — мы говорим правительству, что на эту тему нужно обратить внимание. Мы вносим предложения, проекты законов. Правительство собирается принять закон, посылает нам для принятия решения: все ли в нем правильно с нашей точки зрения, соблюдаются ли интересы людей.
Люди приходят с разным. Сейчас много кадровых вопросов, предлагают себя на разные должности. Считают, что я близок к губернатору и могу помочь.
Долги республики сейчас и 20 лет назад
— Время совершенно разное, хотя принципы одни и те же. В 1995–96 годах денег не было совсем. Сейчас, говорят, их тоже нет. Маркелов большие долги оставил. Я, уходя, оставил долгов на 10% от бюджета. Это естественный процесс. А он оставил в районе годового бюджета, даже больше.
Сейчас Путин приедет и скажет, наверно, нужно ли возвращать долг. Дотационных регионов в Поволжье много. Все, кроме Татарстана, могут считаться дотационными. Но мы своими дурацкими поступками всегда отличаемся. Вот Мордовия сидит тихо — и ладно, а у нас всегда выпендреж какой-то. Нужно, чтобы все слышали, какие мы звонкие! Надо тихо работать и понемногу карабкаться вверх. А то мы снимем одного с должности — радость, ожидания! Другого снимем — опять радость! Не надо так часто менять кадры.
Конфликт с Чубайсом и Маркеловым в 1996 году по поводу выборов президента республики
— Инициировал их Маркелов [Леонид Маркелов в 1995 году был избран депутатом Государственной думы второго созыва по федеральному списку партии ЛДПР, входил во фракцию ЛДПР, в 2001 году стал главой республики]. Написал им в руководство письмо. Для президента республики было необходимо знать марийский, а он писал, что это не обязательно. Выборы уже на носу. Что делать? Я поехал к председателю Конституционного суда Зорькину. Он говорит: «Надо выборы перенести, пока мы разбираемся с этим правом знания или незнания языка». Я написал указ о переносе.
Но главная причина была в другом. Я послал Чубайса, который тогда был в администрации президента России [Анатолий Чубайс с 5 ноября 1994 по 16 января 1996 — первый зампред правительства РФ]. Он хотел тут разбазарить, растранжирить наши заводы. Я сказал, что не согласен. Чубайс начал на меня наезжать, а я его послал. Он мстительный человек, решил отыграться, сказал: «Нет, пусть проводят».
Маркелов рассчитывал быстро забрать кресло, но тут вдруг появился Кислицын [Вячеслав Кислицын — президент Республики Марий Эл с 1997 по 2000 год]. Они начали «бодаться», и Маркелов попросил, чтобы я по телевидению рассказал про него. Я его тогда видел впервые, так и сказал: «Я вас первый раз вижу. Да и не царское это дело, — шутливым тоном. — Поэтому не могу, это против моих принципов. Я не буду говорить о человеке, которого не знаю». И ушел. С того времени мы стали врагами. Позже он начал меня гнобить. Меня не пускали ни на телевидение, ни в газеты. Люди до сих пор думают, что я в Москве, что у меня там магазины. Это вранье, я живу в деревне.
При Кислицыне я тоже работу получить не мог. Перед устройством нужно было согласовать с ним, но он мне три раза подряд отказывал. После этого я уехал в Горномарийский район, там и живу, имею участок 28 соток, работаю на нем.
Почему Евстифеев пригласил в палату
— Он понял, что я могу принести пользу республике. Я же в разных районах работал, многих людей знаю. Стараюсь помочь ему, чем могу.
А что касается выборов... Я думаю, коммунисты, отказавшись от участия в выборах, поступили разумно. Просто всем наскучил развал. Они тоже понимают, что кто-то должен за это браться, и решили поддержать Евстифеева. Не только они, многие его поддержали.
«Справедливая Россия» и ЛДПР пошли на выборы, потому что им руководство партии сказало, что надо выходить. «Гражданская платформа» — то же самое. «Зеленые» просто хотят попробовать свои силы.
Борьба должна быть, иначе выборов нет. Может, не сильно большая, но будет. Однако у меня нет сомнений, что народ поддержит Евстифеева.
Владислав Зотин — первый президент Республики Марий Эл с конца 1991 до начала 1997 года. Председатель Верховного Совета Марийской АССР в 1990–1991 годах.