Коммунисты Марий Эл отказались выдвигать своего кандидата на выборах главы республики и решили поддержать временно исполняющего обязанности руководителя региона Александра Евстифеева. При этом центральный комитет КПРФ настаивал на выдвижении своего сильного кандидата. Предполагалось, что им может стать депутат Заксобрания Кировской области Сергей Мамаев, руководитель общественной организации «Марийский мир — 21 век» Михаил Долгов и депутат Госдумы от КПРФ Сергей Казанков.

 «7x7» собрал мнения экспертов о том, как это решение повлияет на избирательную кампанию и положение коммунистов в республике.

 

«Коммунисты сдались без боя»

Первыми на решение марийских коммунистов отреагировали представители ЛДПР. 22 июня в 12:41 (примерно в это время стали известны результаты конференции коммунистов) на сайте марийских либерал-демократов появилась новость под названием «Коммунисты сдались без боя».

«Коммунисты, имеющие реальные шансы пройти во второй тур выборов, отказались от участия, сначала не допустив до них Сергея Мамаева, а сегодня публично поддержав кандидатуру исполняющего обязанности главы, кандидата от «Единой России» Александра Евстифеева. Вероятно, предпринимательская деятельность семьи Казанковых вынудила их и все республиканское отделение партии поддержать „Единую Россию”».

 

«Демарш коммунистов»

Комментарии экспертов появились 23 июня на сайте «Давыдов. Индекс».

Политолог Дмитрий Слизовский рассмотрел две версии произошедшего на партконференции.

— О решении коммунистов Марий Эл можно рассуждать по-разному. Я полагаю, что в ходе партийной конференции регионального отделения КПРФ была высказана мысль, что врио губернатора республики Александр Евстифеев теряет свои позиции, поэтому нужно его поддержать. Однако решение не выдвигать кандидата не является решением высших органов власти КПРФ. Это одна позиция. Вторая позиция сводится к тому, что идет игра по поводу того, кого в конце концов выдвигать на посты в качестве кандидатов для участия в выборном процессе. Может быть, не устраивает сегодняшняя кандидатура — и тогда можно было бы говорить о том, что идет поиск более привлекательной фигуры от КПРФ с точки зрения местного населения республики Марий Эл. Соперником Евстифеева мог бы стать Сергей Мамаев, но его отправляют в качестве кандидата на пост губернатора в Кировскую область. С моей точки зрения, идет кадровая игра, предполагающая на предстоящих выборах если не принести некие дивиденды в целом для КПРФ, то по крайней мере поиграть на поле предвыборной кампании с целью найти дополнительную поддержку у электората.

 

Политтехнолог Рустам Абдуллин считает, что отказ выдвигать своего кандидата нанесет удар по авторитету КПРФ.

— Ситуация довольно интересная для нашей республики. Таких ярких политических событий давно уже не было. Последние результаты КПРФ электорально состоят из двух частей — базовый электорат, который сокращается, и «антимаркеловское» голосование. Избиратели, входящие во вторую группу, зачастую к партии относились плохо, но голосовали за КПРФ как за альтернативу [экс-главе Марий Эл Леониду] Маркелову. Учитывая, что фигура Маркелова как раздражителя снята, у КПРФ поддержка уменьшится наполовину точно.

Принятие Казанковым решения об отказе выставлять кандидата от партии раскручивалось около месяца. В начале июня уже было понятно, что коммунисты поддержат нынешнего врио. С позиции Казанковых как крупных экономических субъектов принятое решение абсолютно правильное. Подспудно руководитель регионального отделения проводит мысль, что хватит воевать, давайте вместе поднимать республику из руин. Враг (Маркелов) ушел, и действительно стоит объединиться вокруг Евстифеева. В идеале этот посыл хорош, за него подпишется каждый. Проблема в том, что речь могла бы идти о коалиционности правительства, но об этом речи нет. Часть команды Маркелова уже снята, на пост министра сельского хозяйства назначен человек, предложенный Казанковым. Получается, что соглашение между Казанковым и Евстифеевым не просто есть, а уже «работает».

Отказ КПРФ от политической борьбы в регионе обсуждается серьезно. Неучастие в выборах нанесет существенный удар по авторитету партии в регионе, из-за которого от партии отвернется и базовая часть электората. Так как Казанков является важной фигурой в экономической составляющей партии, то по поводу отказа от выдвижения кандидата были достигнуты договоренности с Зюгановым. Такое объединение предполагалось еще в 2003 году, когда шли переговоры о возможном блоке СПС и КПРФ в республике против Маркелова. Я считаю, что произошел некий политический размен. В том, что высшее руководство партии не согласно с тем, что в Марий Эл не выставляют кандидата на выборы, усматривается попытка минимизировать репутационные потери партии.

На самом деле Евстифеев путем переговоров с Казанковым сумел достичь серьезной победы, он добился от него неких политических реверансов в свою сторону. Перед командой Евстифеева стоит задача набрать в процентном соотношении больше, чем Маркелов на последних выборах. Здесь важен один момент: поле зачищено, сильного соперника не осталось, все остальные кандидаты, идущие на выборы, — чисто технические. Если команда Евстифеева не допустит технических кандидатов по причине непрохождения муниципального фильтра, то это будет провал, который напомнит «маркеловщину». А перед командой врио губернатора стоит задача строить образ «антимаркелов». Хотелось бы видеть губернаторские выборы в регионе честными и похожими на ярмарку программ по экономическому оздоровлению нашей республики.

 

«Элитарная поддержка Евстифеева уже есть, это факт»

По просьбе «7x7» ситуацию прокомментировал политолог Константин Строкин:

— Восприятие события смешанное. С одной стороны, уже давно было известно о внутренней позиции рескома компартии, с другой — слабо понятно, какой политландшафт складывается в регионе. При настоящих обстоятельствах марийский филиал КПРФ в большей степени сделал субъективно-политический и вынужденный шаг, нежели партийно-приемлемый. Они ведь в эпоху бывшего губернатора Маркелова активно «окучивали» протестный электорат. Сейчас повестка дня у них банально пустая, на два-три года уйдут в летаргический сон, ища свою нишу. Так или иначе им было бы невыгодно участвовать в предстоящих выборах, любой «красный» кандидат набрал бы потолок в 15%. Им нет смысла показывать народу свою дутость и принижать себя. Но опять-таки рождается неудобный «крючок»: в будущем они получают возможность упрекать Евстифеева: мол, победил он только благодаря нашей подмоге или нашему неучастию. Это не очень удобная стартовая площадка для нового руководства.

Предположу, хотя и не уверен, что для полной укомплектованности и баланса врио главы Марий Эл могут поддержать еще одна-две партии. Тем самым завершится формирование образа коалиционного единого кандидата.

Про конкурентность. Она повышает явку, а Евстифееву необходимо в количественном соотношении набрать больше голосов, чем у Маркелова в 2015 году. Чтобы продемонстрировать свой вес и усилить легитимность избрания в глазах общественности. Плюс осталась протестная инертность: следует регулярно критиковать кого-то из «бывших», отгоняя возможный негатив от фигуры Евстифеева. Скорее всего, врио главы Марий Эл будет растягивать процесс увольнений, синхронизируя его с избирательной кампанией. Чисто с технической точки зрения он в некоторых аспектах ограничен до тех пор, пока его полноправно не изберут. Как ни крути, Марий Эл на несколько лет вошла в бесконфликтный период.

А элитарная поддержка Евстифеева уже есть, это факт. Правда, в ней широко присутствует «старый компонент». Но в соответствии с маркеловской традицией он сверхудален от обычных граждан. Люди не глупы, они видят, рассуждают. 


Досрочные выборы главы Марий Эл состоятся 10 сентября. Баллотируются шесть кандидатов — от ЛДПР, «Справедливой России», «Единой России», партии «Зеленых»,  «Партии пенсионеров» и «Гражданской платформы».

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил о том, что решение марийских коммунистов не будет поддержано на высшем партийном уровне.