В Москве в пресс-центре «Новой газеты» 23 июня состоялась пресс-конференция «Пытки в исправительных учреждениях Мордовии и Кировской области». Ее организовали движение «За права человека» и Фонд «В защиту прав заключенных». Поводом для встречи стали неоднократные заявления заключенных о том, что в учреждениях их пытали. О чем говорили на пресс-конференции — в обзоре «7x7».

 

 

 

Кировская область

Адвокат Наталья Кругликова, защищающая нескольких осужденных, отбывающих наказание в кировских колониях, рассказала, что вместо одного адвоката к заключенному может прийти другой и представиться не своим именем. Так как осужденный не всегда знает своего защитника в лицо, он может обратиться за помощью не к тому человеку. Адвокат предположила, что таких людей подсылает администрация учреждения.

Бывший заключенный одной из кировских колоний Гасан Тагиров считает, что начальники учреждений уверены, что власть дала негласное разрешение на любые методы работы с осужденными.

Тагиров рассказал, что однажды от него потребовали прекратить голодовку [ее причина неизвестна] под угрозой насилия:

— Меня раздели догола, избили. Сказали: «Либо ты прекращаешь голодовку, либо мы тебе сейчас в задницу засунем этот фаллос». Из-за этого я хотел повеситься, хотя до освобождения мне оставалось три месяца. Там могут избить просто из-за того, что ты не так выглядишь. Осужденный доклад сделал, а ему: «Ты чего-то мне не нравишься сегодня». И все, после обхода тебя будут бить.

Другой бывший осужденный Матвей Афанасьев был не согласен с Тагировым. Он заявил, что просто так никого не избивают. Афанасьев заявил, что «получал по жопе», но за дело. За какое именно, он не уточнял. Начальника колонии он назвал «жестким человеком», но его действия оправдал.

— С 2012 до 2016 года он колонию реально за уши вытащил. Колония зарабатывает, рабочие места есть. Он колонию поднял, а то, что он там что-то беспределит, я лично этого не видел.

 

Республика Мордовия

Среди подзащитных адвоката Маргариты Сташинской есть заключенные женской колонии в Мордовии. Сташинская подтвердила слова Кругликовой о том, что адвокат никак не может доказать заключенному, что это действительно он — документы забирают на входе.

Сташинская лично видела, как в мордовскую метель женщин заставляли зубными щетками оттирать плац. Осужденные рассказывали Сташинской об избиениях, домогательствах и работе по 18 часов в день. Адвокат пересказала слова заключенной, которая была свидетелем избиения беременной женщины, после чего у нее случился выкидыш. Адвокат считает, что сейчас осужденные женщины настолько запуганы, что боятся жаловаться, а если и расскажут, то будут категорически против публичной огласки.

После Сташинской выступили бывшие заключенные мордовской колонии. Они рассказывали об избиениях, унижениях и рабском труде. Завершить рассказ они не успели. В зале появилась женщина, которая, как она заявила, отбывала наказание в том же учреждении, и потребовала слова, чтобы «сказать правду». Она назвала выступавших перед ней женщин «наркоманками» и сказала, что «в колонии все не так плохо». Из-за инцидента пресс-конференция завершилась досрочно.

Издание «Медуза» сообщило, что мероприятие сорвали сторонники ультраконсервативного радикального Национально-освободительного движения.

Как рассказала корреспонденту «7x7» координатор проекта по борьбе с пытками Анастасия Зотова, на пресс-конференции они хотели привлечь внимание СМИ к проблеме пыток в исправительных учреждениях. Она уточнила, что рассылала приглашения членам Совета по правам человека при президенте России и представителям службы исполнения наказаний, но они не пришли. По словам Зотовой, внимание СМИ может сделать взаимодействие правозащитников с надзорными органами более эффективным.


Зимой 2017-го двое заключенных кировских колоний — Алексей Галкин и Эдуард Горбунов — рассказали о пытках и издевательствах, которым они подверглись во время заключения. Их избивали, не предоставляли медпомощь, одного из мужчин заставляли носить женское белье, насиловали различными предметами. После того как Следственный комитет не нашел признаков преступления по их заявлениям, против обоих возбудили уголовные дела о заведомо ложном доносе.

1 ноября 2016 года «Медуза» опубликовала письмо гражданского активиста Ильдара Дадина, который был осужден за неоднократные нарушения порядка проведения митингов. В письме он сообщал о пытках в ИК-7 города Сегежи. Публикация имела большой резонанс, после чего уголовное дело против Дадина было пересмотрено, а приговор отменен.

В 2013 году об издевательствах в колонии Мордовии рассказала участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, которая отбывала там наказание.