Кировская городская дума на заседании 31 мая поддержала идею совета ветеранов управления Федеральной службы безопасности в Кирове установить памятник Феликсу Дзержинскому — основателю советской Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). За памятник проголосовали 23 депутата, трое воздержались. Против не проголосовал никто.
Фигура Дзержинского неоднозначна из-за того, что он был одним из главных организаторов «красного террора». Снос памятника «железному Феликсу» на Лубянской площади в Москве в 1991 году был одним из главных символов провала ГКЧП. Как принималось в Кировской гордуме решение об установке чугунного Феликса — в обзоре «7x7».
За
Начальник управления культуры администрации Кирова Светлана Исупова:
— 11 сентября 2017 года исполняется 140 лет со дня рождения Дзержинского. Он вошел в историю как выдающийся государственный, партийный, общественный деятель — яркая личность революционной эпохи, Гражданской войны и НЭПа. <…> Вопрос об установке памятника был рассмотрен на комиссии по контролю за установкой, содержанием и сносом монументальных памятников, не являющихся объектами культурного наследия народов России при администрации Кирова. Комиссия из историков, культурологов, скульпторов и архитекторов единогласно поддержала ходатайство совета ветеранов УФСБ.
Председатель Cовета ветеранов ФСБ по Кировской области Виктор Колпаков:
— Инициатива памятника Дзержинскому родилась давно, в конце 80-х годов, когда за установку памятника выступали наши ветераны, прошедшие войну. Но начало 90-х годов, определенное безвременье отодвинули эту дату. Феликс Дзержинский внес огромный вклад в становление нашего государства. Нельзя судить об этом человеке с сегодняшних позиций. Вся его жизнь была пронизана борьбой за светлое будущее человечества, борьбой за права трудящихся. А с Вятской землей он связан тем, что был здесь и в первой ссылке, и в январе 1919 года, когда они приехали со Сталиным для расследования причин сдачи Перми Колчаку. И если бы Вятка была взята, то белогвардейские отряды соединились бы с англо-франко-американскими войсками, которые шли со стороны Котласа, и история России пошла бы по другому пути, а может быть, такой страны уже не было бы на карте мира. Недобросовестные историки, особенно в начале 90-х годов, начали вытаскивать всякую чушь об этом человеке для того, чтобы обосновать развал СССР. А у нас есть книги, есть приказы Дзержинского о том, чтобы соблюдалась соцзаконность, чтобы у чекиста была холодная голова, горячее сердце и чистые руки. Вот он к чему призывал. «Красный террор» стал ответом на «белый террор».
Депутат Кировской гордумы Владимир Журавлев:
— Дзержинский давно перерос какие-то личностные рамки. Плохо или хорошо — он стал символом. Символом сначала ВЧК, потом КГБ, потом ФСБ — главных соратников нашего народа. Дзержинский заложил основы строгого отбора в это ведомство, и коррупции там точно нет, и этот кодекс чекиста — он до сих пор остался. Нам судить наших столетних предков не надо. Давай поставим памятник разным героям. Это как наши родители — например, мама с папой поссорились, может быть, не жили, но ведь дети не будут их осуждать и ходить только к одному на могилу.
Против
Заместитель председателя правления Кировской областной организации по защите прав политрепрессированных «Вятка-плюс» Ариадна Козина:
— Сообщение в СМИ о намерении установить в городе памятник Дзержинскому вызвало шок в нашей организации. Да, Дзержинский умер за десять лет до начала репрессий 1937 года, но начало было положено. Именно с создания им ВЧК начались расправы с инакомыслящими. При этом Дзержинский — инициатор многих позитивных начал. Чего стоит только его борьба с детской беспризорностью и «казенной демократией». Но именно он был одним из организаторов репрессий против священнослужителей и высылки в 1922 году за рубеж деятелей отечественной науки и культуры, последствия которых нанесли нашей стране незаживающие раны. В исторической литературе он характеризуется как профессиональный революционер, политический деятель и террорист. Совершенно ясно, что задуманная акция по установке памятника Дзержинскому расколет общество. Будет гораздо уместнее, если служба ФСБ внесет свою лепту во славу Вятки и передаст городу «Красный замок» — лучшее творение нашего земляка, архитектора Ивана Чарушина, до сих пор занимаемое ведомством.
Заместитель председателя Кировской городской думы Александр Семакин:
— Не самое удачное время вы выбрали ставить памятник, тем более такой неоднозначной фигуре. Мое личное мнение — я категорически против. Человек учился с двойки на тройку, самая твердая четверка у него была по религии. Одиннадцать лет он провел в тюремных застенках. У меня к вам [Виктору Колпакову] вопрос: вы что, считаете историю нашей страны с 1917 года? Вы говорите, что в девяностые появилась какая-то чушь, но нет, там были действительно архивные документы. Когда я узнал, какие мерзости творились [в годы революции], то у меня, тогда молодого человека, на голове шапка шевелилась. Вы, Виктор Николаевич, помните 91-й год? Народ, конечно, был возмущен, и памятник на Лубянке снесли. Вы-то где тогда были? Почему вы не встали грудью на защиту этого памятника?
Гражданский активист Виталий Брамм:
— Мы уже полчаса обсуждаем вопрос установки памятника Дзержинскому. Почему-то мы так не обсуждаем вопрос продажи муниципальной собственности со скидкой 50%. Почему-то мы так не обсуждаем другие важные проблемы на городской думе, будь то муниципальные управляющие компании — Дмитрий Георгиевич [Никулин] здесь есть. Дзержинский добрую бы часть этого зала расстрелял. Правильно?