Политик, глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный 26 мая открыл предвыборный штаб в Рязани. Встреча с волонтерами и активными рязанцами прошла в одном из крупных отелей города, сообщил корреспондент «7x7».
«Навальный = майдан»
Задолго до начала мероприятия в сквер имени Уткина подошли и сторонники Навального, и противники. Через полчаса после начала встречи в подконтрольных СМИ появилось сообщение о том, что на протест против открытия штаба Навального в Рязани вышло около 300 человек. В реальности перед отелем молча прогуливалось несколько байкеров и представители «Боевого братства», казаки в штатском под руководством атамана Евгения Супруна. Несколько студентов филфака РГУ им. Есенина заняли позицию на декоративном мостике в сквере перед отелем и развернули плакаты с надписями: «Навальный = майдан», «Майдан не пройдет», «Навальный — это война», «Навальный вон из Рязани» [пунктуация сохранена]. Молодые люди закрывали лица и отворачивались от фотокамер журналистов. Несколько раз прокричав написанные на плакатах слоганы, студенты ушли с территории отеля, хотя Навальный пригласил их пройти в зал и высказать свои претензии.
«К началу встречи пришли байкеры, казаки и пара студентов с плакатом «Майдан не пройдет», но как я ни зазывал их в зал, чтобы выступить, они отказались и быстро ушли», — написал после окончания встречи Навальный.
«Мы очень бедный народ в богатом государстве»
Алексей Навальный сам встречал пришедших на встречу, с каждым желающим здороваясь за руку. Рязанская пенсионерка буквально бросилась к нему: «Вы здесь, и вы живой?!». Алексей обнял ее и поблагодарил за присутствие.
Примерно также реагировали пришедшие на открытие штаба: «Вот это да, он же без охраны!», «Так ему бояться некого: он у народа деньги не тырит», «Нашим чиновникам и депутатам бы так к людям выйти, ха-ха!», «Да они своей тени боятся, потому что за наш счет жируют!».
Даже скептически настроенные граждане заулыбались, когда Навальный констатировал: и байкеры, и скандирующие «Навальный, вон из Рязани!» студенты испарились. Попросил людей подходить ближе, уточнив, что он «не кусается». И начал выступление, которое продолжалось более часа.
В первой части выступления Навальный упомянул об обращении к нему бизнесмена Алишера Усманова, который «распилил миллиарды» в то время, когда народ оказался в нищете.
— Мы очень бедный народ в очень богатом государстве. Сейчас еду сюда и читаю: «На государственные СМИ вновь выделяются дополнительные два с половиной миллиарда рублей. При этом я проезжаю вот здесь, по улице Урицкого, где подскакиваю и вижу бараки. Или не бараки, но дома явно находятся в аварийном состоянии. Ну, выделите, если у вас есть лишние эти два с половиной миллиарда рублей, давайте расселим людей, людям сделаем что-то хорошо. Вам нужно, чтобы той же Маргарите Симоньян, которая жарит бобров, или Киселёву было хорошо? — задал вопрос Алексей.
Из зала послышалось дружное «Нет!».
Навальный тут же пояснил, что его избирательная кампания направлена как раз на то, чтобы каждое «нет!» было услышано правительством. Чтобы решающими были слова людей о том, что они хотят сделать в этой стране, а чего не хотят делать.
Политик спросил, большие ли в Рязани зарплаты. Ему ответили, что множество людей получает около 15 тыс. руб. Привели в пример работников почты. Выяснилось, что среднестатистическая заработная плата, заявленная официально, во всех городах сильно завышена. Молодая рязанка пожаловалась на детские пособия в размере 164 рублей, которые «еще нужно заслужить — доказать, что у тебя меньше прожиточного минимума». Поговорили и об оплате за услуги ЖКХ, которая у всех оказалась запредельной по сравнению с зарплатами.
— Получается, нам всем врут. То, что вам говорят про среднюю зарплату в 27 тысяч, — это же вранье. Да даже и если бы было 27 тысяч — что это такое? А зарплата в 12 тысяч совсем нищенская. Они установили прожиточный минимум в 8 тысяч рублей. Скажите, 8 тысяч — это прожиточный минимум, можно прожить на эти деньги? Вот этого директора Пенсионного фонда, у которого квартира в 800 квадратных метров на Патриарших прудах — это сотни миллионов рублей, вот он проживет на 8 тысяч рублей? Наша избирательная кампания — вот об этой правде среди бесконечной лжи, — уточнил политик.
Политик говорил о неверных сведениях официальной статистики, об экспорте природных богатств, что коррупцию в правительстве никто искоренять попросту не хочет: в ответ на расследование о дворцах Медведева Навальному было сказано, что никаких дворцов и яхт не обнаружено.
Навальный спросил, выйдут ли рязанцы на улицу 12 июня, на что получил положительный ответ. И прокомментировал решение рязанцев:
— Многие поняли, что наступила безнадега. В 2017 году все поняли, что ничего хорошего уже не будет. Если они в «десятых» годах, когда нефть стоила 120 долларов за баррель, ничего не сделали, и мы живем в по-прежнему разрушенной стране, то они уже никогда ничего не сделают. Все, что зарабатывается, все это уходит напрямую в прекрасную Марбелью. Весь южный берег Франции застроен виллами, которые покупают в основном российские чиновники. Они за какие деньги все это покупают?
— За наши! — уверенно ответил зал.
Навальный рассказал, как его сажают «в клетку», а потом полицейские сами же начинают восхищаться его расследованиями и жаловаться на свою адскую работу и нищенскую зарплату. Политик призвал рязанцев не агитировать за него, а проводить ежедневную разъяснительную работу. Рассказывать о его принципах и расследованиях, которые в состоянии понять даже бабушка-«ватница».
В ответ рязанцы рассказали о том, что по воскресеньям, в час дня, выходят на «прогулки свободных людей».
«Вот прямо схватили бейсбольные биты и побежали всех бить?»
Рязанцы интересовались отношением Навального к однополым бракам и феминизму, к сокращению президентского срока, отчислением налогов в Москву и взаимоотношениям с Чечней. Не будет ли новой войны, если Алексей станет президентом? «Вы не дадите Кадырову денег, и он на нас нападет», — этот вопрос вызвал наибольший интерес среди собравшихся. Политик ответил, что Чечня, несмотря на внешний блеск, еще более нищий регион, чем многие регионы средней полосы России.
— Ну да, я прихожу к власти, и начинается война с Америкой и одновременно с Кадыровым, — посмеялся Навальный. — Я только что приехал из Тамбова, и там тоже задавали этот вопрос. Потому что это основное направление пропаганды: якобы как только я приду к власти, начнется революция и кровавая война. А где объективные предпосылки? Давайте представим себе мысленно: вот вы проснулись в Рязани и узнали, что я стал президентом. Означает ли это, что вы берете бейсбольную биту, выбегаете во двор, добегаете до ближайшего человека и начинаете бить его с криком: «Революция, революция, ура!»? Конечно, нет.
Он уточнил, что правительство само «платит дань чеченским кланам», а не нищим чеченским людям, «которые собирают черемшу, чтобы выжить». Поэтому Чечня нуждается в том же, в чем и вся страна: в борьбе с коррупцией. Нужно просто перестать кормить «элиту» и платить нормальные зарплаты за нормальную работу, и не будет никаких восстаний.
Политик признался, что вопрос о взаимоотношении государства и РПЦ звучит в каждом городе, где он выступает, потому что наболело. Рязань не стала исключением. Навальный отметил, что в случае его избрания президентом отношения с РПЦ будут точно такими, как прописано в Конституции: церковь будет полностью отделена от государства. Верующие спокойно смогут молиться, но священнослужители не смогут позвонить «куда надо» и дать указание посадить блогера за якобы непристойное поведение.
В заключение Алексей Навальный представил собравшимся лидера Рязанского штаба Романа Бугакова, поблагодарил всех за то, что «пришли поговорить о политике в пятницу вечером», и сфотографировался со всеми желающими. Таковых оказалось около 200 человек.