«Русского интеллигента хлебом не корми, дай поговорить о спасении Отечества», — с этой ироничной фразы 22 мая президент фонда «Перспектива» Леонид Гозман начал заседание организованного Комитетом гражданских инициатив и Костромской школой публичной политики круглого стола по теме «Системный кризис в России: симптомы, причины, перспективы». На встрече побывал корреспондент «7x7».
Симптомы
Кратко рассказав о себе, московский гость заявил, что главным, на его взгляд, является вопрос «Что делать?», а не «Кто виноват?».
— Будущее давно очерчено в тревожные тона, мы сегодня вновь живем с ощущением «конца эпохи», — констатировал он и процитировал известные строки Олега Чухонцева: «И предчувствие близкой беды открывается в русской равнине».
К симптомам системного кризиса в России выступающий отнес стагнацию в экономике, активную милитаризацию страны и ее техническую отсталость. Явными признаками кризиса являются и очевидное снижение качества жизни населения, имущественное неравенство и высочайший уровень коррупции. Все это приводит к потере привлекательности России, это проявляется и в значительном потоке эмиграции, и в отказе от русского языка многих его носителей, которые живут за пределами страны, и в отсутствии в арсенале российской дипломатии такого инструмента, как «мягкая сила», и в практически полной изоляции нашей страны на международной арене.
Причины
Среди главных причин кризиса спикер назвал неадекватность элит. По мнению Гозмана, российская элита коррумпирована, плохо воспитана, ответственна только перед «верхом», для ее представителей характерны менталитет спецслужб, эффективный только для выполнения узкого круга специфических задач, и короткий горизонт планирования.
Неадекватность элит дополняется неадекватностью населения, которому присущи феодальное сознание, вера во врагов, вера в авторитаризм и поиск будущего в прошлом.
Третья причина кризиса — развитие страны «против течения». Гозман говорил о сложившемся в России менталитете орды, о традициях изоляционизма, о поиске «особого пути», о неприятии законов и правил, о примате общего над индивидуальным и о настойчивом противостоянии свободе.
Перспективы
По мнению Гозмана, существуют три основных варианта дальнейшего развития России. Это реформы (но нынешняя власть в них не заинтересована), стагнация (и для этого пути у страны есть определенный запас прочности) и обострение (и три возможные формы его проявления — репрессии, война и взрыв).
Но есть и основания для осторожного оптимизма. Это прежде всего опыт других стран (Германии, Японии, Испании, Турции, Грузии), которые сумели добиться кардинальных изменений к лучшему в исторически короткий период. Помочь пойти по такому пути России, по Гозману, могут ее европейская идентичность, высокоразвитая культура и «все еще образованное население».
Свой монолог Леонид Гозман завершил строчками Булата Окуджавы: «В земные страсти вовлеченный, я знаю, что из тьмы на свет однажды выйдет ангел черный и крикнет, что спасенья нет. Но простодушный и несмелый, прекрасный, как благая весть, идущий следом ангел белый прошепчет, что надежда есть».