Пожар на скважине на месторождении им. Алабушина в Усинском районе удалось потушить — об этом было объявлено 11 мая в Усинске на встрече представителей местной администрации и «Лукойл-Коми» с учеными, которые приехали по приглашению добывающей компании дать оценку работам по ликвидации аварии, — сообщает корреспондент «7x7».

О том, что пожар потушен, жители села Колвы узнали только вечером от руководителя отдела энергетических программ «Гринпис России» Владимира Чупрова. Встреча с экспертом состоялась на улице, поскольку людей, которые решили провести собрание, в здание местного клуба не пустили по распоряжению администрации муниципального образования якобы из-за опасности террористической угрозы. Владимир Чупров выслушал жителей села и передал их требования участникам встречи.

— Первое, о чем мужики сказали: в восемь вечера им позвонили из Щельябожа и передали, что месторождение продолжает гореть, — рассказал Чупров.

Член Комитета спасения Печоры (КСП) Валерий Братенков позвонил в село и выяснил, что со стороны скважины поднимается столб черного дыма. Через несколько часов дым стал светлым. Позднее представитель компании «Лукой-Коми» Сергей Макаров объяснил, что в это время в районе скважины могли сжигать бытовые отходы.

По словам Чупрова, жители Колвы заявили, что хотят быть услышанными местными властями, которые, по их мнению, относятся к селянам без должного уважения. Они пожаловались на то, что их мало информируют, из-за чего по селу в связи с пожаром на скважине распространяются слухи. Вспомнили и одну из самых болезненных для колвинцев проблем — материальную компенсацию за социальный и экологический вред. Даже после самого крупного нефтеразлива на суше в 1994 году жители Колвы, пострадавшие больше всего, так и не дождались обещанной новой котельной. После разлива 2013 года они напрасно надеялись, что компенсацию, выплаченную виновником аварии компанией «РусьВьетПетро», пустят на строительство нового водопровода для села.

 

 

— Это известная проблема, как распределяется компенсация, — сказал Чупров. — Муниципалитет получает [деньги] в конце, они растворяются в каких-то других бюджетах, до жителей, которые живут на реке, доходит далеко не все или вообще ничего.

Еще одним важным пунктом стало требование независимого мониторинга. Жители Щельябожа, где есть опасность отравления людей сероводородом из-за особенности добычи нефти на месторождении им. Алабушина, настаивают на независимом метеонаблюдении и системе оповещения в анализаторах в случае превышения ПДК. Также, по их мнению, после пожара «Лукойл-Коми» обязан провести диспансеризацию местного населения и мониторинг почв, так как в течение месяца, пока скважины горели, в окрестностях оседала копоть. Нужны также санитарные зоны, чтобы местные жители знали, где можно собирать ягоды и грибы, а где дикоросы могут представлять опасность для здоровья. Люди попросили не ставить нефтяные вышки в поймах рек и потребовали допускать их в зону аварии, если она снова случится, чтобы они могли знать, как проходит ликвидация. Заместитель генерального директора «Лукойл-Коми» по связям с общественностью Сергей Макаров возразил, что по правилам безопасности такое вряд ли возможно.

Руководитель аппарата администрации Усинска Лали Бочоришвили прокомментировала, почему жителей Колвы не пустили в клуб:

— У людей, которые занимаются этим общественным движением, нет достойного правового сопровождения. Федеральный закон 54-ФЗ регламентирует митинги и проведение публичных мероприятий. Вчера Валерий Братенков подошел ко мне и сказал, что хотят провести собрание в клубе, собрание точно так же подпадает под 54-ФЗ. У нас было заседание антитеррористической комиссии. Сегодня любые мероприятия, которые не по плану, должны заявляться [заранее], потому что сегодня мы с вами живем в таком мире. Это касается всех мероприятий. У нас выпускной, например, и мы должны поставить на площади противотанковые ежи, чтобы не было возможности КамАЗу разогнаться и в толпу ударить.

В тексте 54-ФЗ, на который ссылалась чиновница, действительно упоминаются собрания. Однако там говорится, что их можно проводить без уведомления (пункт 1 статьи 7).


Пожар на месторождении им. Алабушина, которое принадлежит компании «Лукойл-Коми», начался 10 апреля 2017 года. Предположительно, причиной стал выброс нефтегазовой смеси. 

Жители ближайших населенных пунктов — села Щельябож и деревни Кушшор — были обеспокоены тем, что авария может нанести серьезный вред экологии и здоровью людей. Представители добывающей компании заявили о том, что опасности для местного населения нет. 26 апреля на месте возгорания провели работы «с шумовым эффектом» (скважину обстреляли из артиллерийского орудия).