В йошкар-олинском музее истории ГУЛАГа 9 мая освятили подвалы здания и открыли их для экскурсий, сообщает корреспондент «7x7».

Освящение подвала бывшего здания ОГПУ-НКВД прошло до первой публичной экскурсии. Его совершил священник Воскресенского храма Йошкар-Олы. До недавнего времени экскурсии проходили только на первом этаже здания. После освящения подвальной экспозиции экскурсантам будут демонстрировать подземные камеры и комнату, где проводились расстрелы.

 

 

Музей ГУЛАГ в Йошкар-Оле располагается в историческом здании, построенном в 1845 году. В 1918-м в нем находился военно-революционный совет Царевококшайского уезда, а в 1923 году местное Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). В этом здании были следственные кабинеты и камеры, а в подвале приводились в исполнение смертные приговоры.

 

 

Заслуженный деятель искусств Марийской ССР, 81-летний художник Александр Бакулевский в этот день не смог присутствовать в музее истории ГУЛАГа. В прошлом году он специально для музейной экспозиции написал картину, на которой изобразил страшную сцену казни приговоренных к расстрелу жителей Марий Эл. Картина экспонируется в одном из залов народного музея. Семью художника сталинские репрессии не обошли стороной.

 

 

В музее хранится его графический триптих, посвященный аресту и казни дяди Константина Бакулевского. Все, что происходило с родственником художника, относится к этому зданию, в котором ему подписали смертный приговор.

По данным основателя и руководителя музея Николая Аракчеева, всего за годы репрессий в Марий Эл было расстреляно более 7 тыс. человек. Исследователи смогли найти могилы 700 из них. В здании на ул. Кремлевской (до недавнего времени она называлась Коммунистической) были расстреляны пять руководителей Марийской автономии и два классика марийской литературы — Сергей Чавайн и Олык Ипай.

 

 

Вход в подвал прорубили на новом месте, он не совпадает с несколькими старыми, в свое время заколоченными. О том, где они располагались, можно судить по спускающимся в подземелье крутым деревянным лестницам. По словам Аракчеева, во время противопожарной и санитарной очистки чердаков и подвалов  от мусора волонтеры обнаружили множество находок тех времен: монеты, гильзы, несколько десятков пар старой обуви, осколки стеклянных кабинетных табличек и даже фуражку сотрудника НКВД с сине-красным околышем. Многие из предметов разместили в подвальной экспозиции.

 

 

В подземных помещениях прохладно, воздух влажный. Это последствия «парникового эффекта»: в 1960-е в здании постелили линолеум на деревянных полах, из-за этого штукатурка подвальных помещений пропиталась влагой и почти вся осыпалась. По этой причине в помещениях подземных камер не сохранились надписи — свидетельства от арестованных жителей республики.

— За 50 лет консервации все пропиталось влагой, все улики уничтожены, — рассказывает Николай Аракчеев.

 

 

О том, что в закутках подвала дома на Кремлевской были тюремные камеры, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней двери-решетки, остовы кроватей в помещениях.

 

 

 Николай Аракчеев

 

В дальнем углу находилась расстрельная комната. Она занимала немного места. Ее тяжелая дверь с круглым сквозным глазком прислонена к стене.

Тела расстрелянных выносили через дверь во двор соседнего здания (сейчас это территория Йошкар-Олинского СИЗО). Дверь заложена. Это единственное место в старинном здании, где есть новая кирпичная кладка. Аракчеев говорит, что это тоже было сделано в 1960-е.

— Если раскопать проход, ведущий от заложенной двери, то можно дойти до тюрьмы. Мы попадем в храм. Он был построен в 1914 году и находится на территории следственного изолятора. Оттуда трупы загружали в «полуторку» и вывозили закапывать, — рассказал директор музея. — В этом помещении могли расстрелять до трех тысяч человек из общего количества семи тысяч казненных в республике.


Народный дом-музей истории ГУЛАГа открылся 9 мая 2011 года. Музей работает на общественных началах.