Общественное обсуждение по поводу захоронения дополнительной тысячи тонн отходов химического оружия на полигоне «Марадыковский» состоялось в Доме культуры поселка Мирный 19 апреля. Чиновники и военные заверили жителей, что присланные отходы будут не опаснее бетонной или табачной пыли, а все бочки с отходами уместятся в нескольких вагонах. Район при этом не получит никаких бонусов. На встрече побывал корреспондент «7x7».
Поселок Мирный расположен в Оричевском районе Кировской области, в 80 километрах от областного центра. В двух километрах от Мирного с 40-х годов прошлого века находится военный объект «Марадыковский», на котором с 1953 до 2015 года хранилось химическое оружие.
В двухтысячных, после обязательств, которые взяла на себя Россия, на местах хранения боевых отравляющих веществ были построены заводы по переработке и уничтожению химических снарядов, в том числе и на объекте «Марадыковский». К 2015 году все запрещенные боеприпасы были уничтожены, встал вопрос о перепрофилировании завода. Месяц назад к обсуждению подключились и представители РосРАО — организации, которая занимается транспортировкой и уничтожением ядерных отходов. Это вызвало беспокойство среди жителей, но на данный момент никакой информации о заходе РосРАО в Мирный нет. Но есть страх перед возможным ядерным могильником. Недавно жители поселка узнали о том, что сюда привезут еще тысячу тонн химических отходов из Удмуртии.
«Так и закапывайте у себя в саду, если так безопасно»
Перед Домом культуры в Мирном стоит памятник Ленину в покрашенных черной краской штанах. Сам Дом культуры — типичное поселковое здание, построенное во времена хрущевской борьбы с архитектурными излишествами — серый и угловатый. Зато внутри несколько лет назад был ремонт — после начала строительства завода часть денег была вложена в местную инфраструктуру.
Местная жительница Марина Засланская показывает районную газету «Искра». На последней странице среди рекламы мелким шрифтом на зеленом фоне написано о проведении общественного обсуждения по вопросу захоронения отходов переработки химоружия из полигона Камбарка Удмуртской республики.
— Мы узнали о слушаниях абсолютно случайно, — рассказывает Засланская. — Одной невидящей бабушке полностью прочитывали эту газету. После этого информация стала расходиться по поселку. То, что сегодня сюда пришло столько людей, — это только наша заслуга.
Голосование изначально не планировалось, это было «общественное обсуждение» — местным жителям дали возможность задать вопросы и рассказали, что планируется.
Как сообщила глава администрации Ирина Смердова, пришли около 150 человек. На сцену, помимо Смердовой, поднялись три чиновника, представитель Росприроднадзора и три человека в форме.
— Поиск инвесторов для дальнейшей судьбы объекта никак не связан с захоронением отходов из Камбарки. Подчеркну, что никакие радиоактивные отходы мы ввозить не собираемся, — попытался успокоить жителей Мирного врио начальника воинской части 21228 Дмитрий Невенченков. — На полигоне будут захоронены отходы 3-4 класса, которые не представляют опасности для населения. Нынешняя перевозка отходов не предполагает изменений в проектной документации полигона.
— В Камбарке своего полигона по захоронению химотходов не построили — не хватило денег, поэтому около семи лет бочки с отходами стоят под открытым небом, их просто нужно переместить и захоронить. Никто ничего страшного здесь не видит, кроме вас, — рассказал заместитель начальника отдела специальной безопасности объектов хранения и уничтожения химического оружия Денис Пушкарев. По его словам, к четвертому классу опасности относятся твердые бытовые отходы, а к третьему классу — пыль табачная, пыль цементная, отходы меди, свинца.
— Так и закапывайте у себя в саду, если так безопасно, — негромко повторяла женщина, скорее, для сидящих рядом с ней людей, чем для чиновника.
Люди задавали много вопросов, в основном говорили о недоверии. Одна из выступавших напомнила, что когда-то обещали, что на полигоне будут захоронены отходы только с местного завода. Часто звучало: «Нас опять обманут».
Денег на благоустройство поселка не будет
Депутат Оричевской районной думы Сергей Савиных поинтересовался, что получит поселок за дополнительную химическую нагрузку:
— Допустим, мы сейчас вам даем согласие. Что будет иметь мой поселок, наш район взамен?
— Все уже было выделено при строительстве завода. Больше денег на благоустройство не будет. И для Котельнича было построено, и в Оричах было построено… Но мы по роду своей деятельности ездим по таким местам, знаем: где построены в районах эти заводы, там и район более-менее благоустроен — и районные дома культуры, и школы, и детские сады, — ответил депутату Дмитрий Невенченков.
Савиных не успокоился:
— Сейчас начнутся новые работы, вы нас уговариваете, чтобы мы вам уступили делать такие-то работы.
— Мы вас не уговариваем, — ответил Невенченков. — Мы делаем все в рамках закона. И мы сейчас вам рассказываем об этом, чтобы не было слухов. Район не получит ничего.
Общественный контроль над бочками
Глава администрации Ирина Смердова предложила создать инициативную группу. Она спросила, есть ли желающие в зале, кто хочет туда вступить. Откликнулись только депутаты Котельнической городской думы.
— Только вам нужно будет находиться в зоне досягаемости. Поезд не будет ждать, пока вы там приедете. Можем даже бочку открыть, — сказал Пушкарев.
— Учтите, сначала нужно будет пройти медицинское освидетельствование и проверку в ФСБ, — предупредил врио начальника части Дмитрий Невенченков, намекая на трудности вступления в общественную группу. После этого инициативы у слушателей поубавилось.