На площади Мира в Костроме 8 апреля прошел массовый митинг «Вместе против терроризма», среди участников которого оказались работники бюджетной сферы, а также дети школьного и дошкольного возраста, — сообщает корреспондент «7x7».
Задолго до мероприятия подступы к площади Мира в Костроме перекрыла полиция. На въезде в Сенной переулок, соединяющий улицы Сенную и Маршала Новикова, установили временный знак «Въезд запрещен». Тем не менее за знаком оказались припаркованы несколько дорогих внедорожников с костромскими и московскими номерами. Пешие патрули и силовики в автомобилях с проблесковыми маячками и символикой МВД следили за тем, чтобы никто из посторонних не подъезжал близко к площади, пока у магазина «Школьник» формировались организованные колонны представителей образовательных учреждений.
В руках участники акции держали плакаты «Терроризм — враг России», «Кострома против терроризма», «За мир во всем мире», «Волгореченск против терроризма» (Волгореченск расположен в 40 километрах от областного центра).
— Мы все, собравшиеся здесь, искренне соболезнуем семьям погибших в теракте в Санкт-Петербурге. Самое главное, для чего мы здесь собрались, — это показать и сказать всем, что мы против терроризма. Терроризм — это противопоставление миру и стабильности и самое главное — жизни людей. Аллах в священном Коране сказал о священности человеческой жизни. Кто убьет человека, тот словно убил всех людей, а кто сохранил жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всем людям. Того, кто причинил вред человеку, Аллах накажет тем же, — сказал в своем выступлении заместитель имама костромской мечети.
В аналогичном ключе выступили приглашенный на митинг православный священник, председатель общественной палаты Юрий Цикунов, активисты политических партий и депутаты облдумы Дмитрий Бодрин, Алексей Анохин и Юрий Кудрявцев. Присутствовавшие на акции костромской губернатор Сергей Ситников, его замы Иван Корсун, Александр Соколов и Владимир Кирпичник, а также глава Костромы Юрий Журин и директор департамента образования Татьяна Быстрякова выступать не стали.
Когда журналисты подошли к одной из групп учащихся с просьбой рассказать, почему они тут, дети испугались и хором ответили: «Все вопросы — к классному руководителю!». Возглавлявшая группу детей учительница смутилась и попросила ее не снимать.
Комментарии по поводу происходящего охотно раздавали только представители казачества, организаторы из «Боевого братства», депутаты и сторонники ЛДПР, пришедшие на митинг с партийными флагами.
Участников на траурный митинг в Костроме собирали организованно. Например, накануне события помощники депутатов облдумы получили по электронной почте обращение:
«Уважаемые коллеги! 8 апреля в 11:30 на пл. Мира состоится всероссийская акция „Вместе против терроризма“. Цель акции — вместе со всей страной выступить против экстремизма и терроризма. Выразить поддержку жителям Санкт-Петербурга, где 3 апреля произошел террористический акт. Приглашаем всех присоединиться к акции и прийти на площадь».
Когда объявления об акции стали появляться в социальных сетях, пользователи восприняли призыв к «трауру по указке» неоднозначно.
«Пиариться на такой теме и сгонять массовку... Это какой-то позор», — написал в комментариях к одному из объявлений блогер Антон Ямщиков.
Несмотря на то, что по закону публичные акции необходимо согласовать в мэрии не позднее, чем за 10 дней до их проведения, для митинга «против террора» в Костроме сделали исключение. Власти заявили, что поводом для акции стали события 3 апреля в Санкт-Петербурге. Следовательно, даже если бы организаторы в тот же день решили подать заявку, то проводить акцию можно было не ранее 13 апреля. Однако митинг состоялся уже 8 числа, и в качестве массовки на сомнительное с точки зрения законности мероприятие пришли не только чиновники и педагоги, но и дети. По федеральному закону о митингах, организатором демонстраций, шествий и пикетирований в России могут быть граждане старше 18 лет, митингов и собраний - достигшие возраста 16 лет. На митинге 8 апреля в Костроме участниками были малолетние дети. Они не просто присутствовали: при молчаливом согласии педагогов и чиновников департамента образования они держали в руках плакаты с лозунгами, однако полиция на это никак не реагировала.