Группа гражданских активистов из Сыктывкара посетила 5 апреля суды в Эжве — районный и мировые. Там они проверили, насколько здания доступны для людей с инвалидностью, пропускают ли слушателей на заседания, есть ли в коридорах вся необходимая информация. Этот визит стал частью российской кампании по проверке открытости судов, которая стартовала зимой. «7x7» попросил рассказать гражданского активиста Вячеслава Слюсарева, что он увидел в эжвинских судах и каковы промежуточные итоги мониторинга.
Эжвинский районный суд
Проверяющие отметили, что холл в здании районного суда в Эжве не такой просторный, как в городе, из-за чего люди ожидают своих процессов в некотором стеснении. Правила поведения в суде висят не на видном месте, туалеты есть только на втором и третьем этажах. Около здания есть пандус, но внутри нет ни лифта, ни специальных устройств, с помощью которых можно подняться на нужный этаж. Активисты положительно оценили работу приставов: они были вежливыми и помогли сориентироваться внутри здания. У проверяющих не возникло проблемы с тем, чтобы попасть на заседание.
Мировые суды
Мировые суды в Эжве находятся на третьем этаже бизнес-центра «Калинка». Крыльцо оборудовано пандусом, но внутри тоже нет лифта или приспособлений, с помощью которых инвалиды могли бы подняться в кабинеты. Внутри активисты не сразу нашли правила поведения в суде. На этом крупные минусы, по словам Вячеслава Слюсарева, закончились. Приставы и тут вели себя корректно, а доступ на заседания был открыт.
Арбитражный суд Коми
Мониторинг судов в Коми продолжается уже почти два месяца. За это время активисты успели посетить восемь объектов. Самым проблемным оказался Арбитражный суд региона. В здании на улице Орджоникидзе нет указателей о том, где проходят заседания, а сотрудники порой ведут себя вызывающе.
— Пристав в Арбитражном суде проверил меня досконально. Поинтересовался не просто, что у меня в сумке, а что за бумаги у меня в сумке, что на них написано. Интересовался, куда я иду и зачем, ведь я не сторона дела. После этого я пришел в канцелярию, где секретарь стала говорить со мной на повышенных тонах, — рассказал Вячеслав Слюсарев.
По итогам двух месяцев проверки активисты выделили две главные проблемы: в судах почти не созданы условия для людей с инвалидностью, внутри зданий не всегда есть важная для посетителей информация.
Кто и зачем проводит мониторинг судов
Кампанию по проверке судов запустили три правозащитные организации — Московская Хельсинкская группа (МХГ), Объединенная группа общественного наблюдения (ОГОН) и Молодежное правозащитное движение (МПД). Волонтеры в нескольких регионах выясняют, насколько суды открыты и доступны для простых граждан. Кампания продлится до 1 мая 2017 года.
Проверка судов поделена на три блока: инфраструктура суда (открытость, доступность, безбарьерная среда, условия доступа в здания, информация внутри), открытость судебных заседаний (порядок доступа, права слушателей) и мониторинг сайтов судов (полнота информирования граждан).
Организаторы приглашают принять участие в проверке судов всех желающих. Подробности и анкету кандидата можно найти на сайте проекта.