23 марта в Киеве убили бывшего депутата Госдумы от КПРФ Дениса Вороненкова. Он был женат на своей коллеге из «Единой России» Марии Максаковой. Вместе они эмигрировали в Украину и начали критиковать российские власти. Корреспондент «7x7» собрал мнения пользователей социальных сетей по поводу мотивов громкого политического убийства.
«Вороненков не жулик, а следователь»
Одним из первых об убийстве коллеги сообщил бывший депутат Госдумы, живущий в Киеве Илья Пономарёв:
«Денис Вороненков убит в 11:25 у „Премьер Паласа“. Он шел на встречу со мной. Нет слов. Охранник успел ранить нападавшего. Версия очевидна — я говорил, что Вороненков не жулик, а следователь, смертельно опасный для российских силовиков. Мои глубочайшие соболезнования Марии Максаковой».
«Практически нет сомнений, что это месть ФСБ»
Главный редактор портала «Медиазона» Сергей Смирнов:
— Скоро начнут высказывать разные версии убийства Вороненкова. Будет много конспирологии. Поэтому заранее хочется напомнить, что самая очевидная версия в итоге и оказывается верной. Практически нет сомнений, что это месть ФСБ (ну или кого там точнее из силовиков).
Анонимный Telegram-канал «Методичка» вскоре после убийства напомнил о совпадении: «Ровно четыре года назад в своем доме под Лондоном был найден мертвым Борис Березовский».
«Первый и очевидный мотив — показания по делу о госизмене Януковича»
Бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков:
— По убийству Дениса Вороненкова. Мне страшно смотреть на фотографии Марии Максаковой с места убийства и страшно читать то, что пишут у нее сейчас в комментариях. Я не знаю, с чем связано убийство. Самый первый и очевидный мотив — показания по делу о госизмене Януковича. Тут есть прямой интерес России — вспомните путаницу с письмом экс-президента о вводе войск. То возникало, то пропадало, то было, то не было. Российские власти изоврались, значит, сюжет был для них важен. Впрочем, не менее важен он был и для Януковича. Илья Пономарёв говорит о том, что он еще представлял опасность для спецслужб. Все запутано. Мои соболезнования Марии Максаковой и всем родным и близким покойного.
«Предатели попадают в расстрельный список»
Глава адвокатской группы «Агора» Павел Чиков:
— Предателями власти считают кого-то из своих, переметнувшихся к тому, кого считают врагом. Очевидное наблюдение, но тем не менее. Литвиненко, конечно, прежде всего приходит на ум. Но и лидеры ДНР/ЛНР из той же серии. Но вообще внесудебные казни, а это именно они, будут совершаться чаще в этой части мира.
«Сакральная жертва?»
Журналист Олег Пшеничный:
— Тот факт, что киллер взял с собой на дело паспорт гражданина Украины, интересным образом монтируется с триумфом военного эксперта Жилина, который месяц назад разместил в Facebook предупреждение о том, что украинцы скоро убьют Вороненкова и Максакову, мол, они вскармливают сакральную жертву. Предупреждение он разместил на своей скромной страничке, а триумф звучит со страниц многомиллионной «Комсомольской Правды», думаю, к вечеру Жилин обнаружится и на голубых экранах телевизоров. Но ведь как хорошо, что теперь киллеры берут с собой документы! Смотрели ли за подкладку обложки, нет ли там каких-нибудь визитных карточек? Что касается сакральной жертвы, то отдает ли себе военный эксперт Жилин отчет в том, что именно этот термин применялся тоже в ходе президентской кампании, но предыдущей, в 2012 году — кандидатом Путиным, тогда взявшем на себя функцию Жилина и предупредившем, что оппозиция «грохнет» кого-нибудь из своих? Путин тогда еще не начал войну с Украиной, поэтому и не украинцы должны были приносить эту самую жертву (кстати, вопрос на полях — почему сакральную? Понимают ли авторы гэбистских методичек смысл этого слова?).
«Убийца-исполнитель — просто расходный материал»
Бывшая активистка «Другой России» Елена Боровская:
— Было ясно, что Вороненкова попытаются убить — это было ясно изначально, когда закрутилась история с его эмиграцией в Украину. Слишком много информации у него было, слишком был интегрирован во власть и проходил под грифом не просто врага, но предателя — все это означало повышенные риски. Однако то, что это произошло настолько даже неожиданно быстро, полагаю, говорит о том, насколько важной информацией он обладал, насколько обладание им этой информацией невротизировало заказчика. То есть это больше техническое убийство, чем псевдоидеологически обусловленное убийство из мести — это убийство, чтобы помешать утечке/передаче информации.
По тем данным, которые сейчас есть в открытых источниках, примерно понятна схема убийства. Убийца-исполнитель, скорее всего, — просто расходный материал, наемник-непрофессионал, работавший за деньги или обещание убежища (был в розыске в Днепре за фиктивное предпринимательство и легализацию средств, полученных преступным путем, имеет украинское гражданство, использовал пистолет ТТ). В общем, не шахид. Возможно, даже не знал, кого убивал. То, что потащил с собой документы, — не думаю, что это было умышленно, это как раз «непрофессиональное», может, не подумал, может, был слишком самоуверен, что уйдет, а может, только приехал в Киев и не успел их никуда скинуть. Да и политически выгодно использовать именно местного, ну подумайте, что было бы, если бы произошел такой же позор, как с убийством Яндарбиева, — кто пошел бы на такие риски, ему бы самому голову снесли. Другое дело — как убийцу вывели на Вороненкова, который ходил с охраной и вел себя осторожно. Место убийства — это не какая-то стационарная точка с регулярным графиком типа дом-работа, которую легко выявить простым наружным наблюдением. Место убийства — встреча в случайно выбранном месте, о которой предварительно договаривались, используя либо телефон, либо мессенджеры.
Журналист Александр Горохов:
— Охранник носил ствол в барсетке. Интересно, это распространенная практика? Потом, правда, не промахнулся. Видео, полное случайностей, — случайно не получил смертельное ранение, случайно удачно упал, случайно смог смертельно ранить нападавшего из этого положения.
«Чтоб режим рухнул, его должны предать свои»
Политтехнолог Фёдор Крашенинников:
— Пишет мне один умный человек: «Судя по этому чуваку из Роскосмоса и Вороненкову, элиту как-то совсем жестко дисциплинируют». А я думаю, что это хорошо и правильно. Никакая революция не возможна без усталости элит. Люди на улицах могут что угодно вытворять, но для того, чтоб режим рухнул, его должны предать свои. Часть элиты в решающий момент должна или бездействовать, или прямо помогать революции. Так что все к лучшему.
Главред портала «Медиазона» Сергей Смирнов провел параллель с виной большевиков в убийстве царской семьи:
— Очевидно, что убийство царской семьи невыгодно большевикам. Тем более, речь идет не только о царе, но и о всей семье. Большевики всегда последовательно выступали за честный и открытый суд над царским режимом. Большевики, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы их воспринимали в мире как убийц. Тем более, все знали, что царская семья находится под их контролем. Что же касается данных, что царь мог стать лидером антибольшевистского движения, то этот аргумент и вовсе выглядит смехотворно. На стороне белых в подавляющем большинстве противники монархии. Так что в убийстве царской семьи заинтересованы противники большевиков, которые заинтересованы в дальнейшей дестабилизации в стране.
«Роль оперативных разведданных в политических убийствах»
Экономист и оппозиционный политик Владимир Милов:
— Обратите внимание, роль оперативных разведданных в убийствах Шеремета и Вороненкова: Про Шеремета точно знали, что утром поедет на чужой машине. Про Вороненкова знали — где, когда встреча (он не жил в «Премьер Паласе», а шел туда). Такие вот лохи — случайные киллеры по частным разборкам, у которых вдруг есть куча оперативной информации.
«На двух стульях усидеть невозможно»
Московский блогер Александр Тверской:
— Вороненков, ноябрь 2014 года: «Украина сегодня — это не только трагедия братского нам народа. Это урок всем нам! Вот что происходит с молодежью, которая целенаправленно в течение многих лет подвергается определенному воздействию. Через СМИ, фильмы, песни, школу, бытовое поведение окружающих. 25 лет несколько поколений молодых людей воспитывались в антироссийском и русофобском духе. Результат мы видим». Да, результат мы видим. Когда на родине ведешь криминальную деятельность (почитайте его биографию: взятки, обвинения в организации убийств, работа в спецслужбах, депутатство), поддерживаешь международные преступления своей страны, а потом бежишь спасаться с награбленным к „русофобам“ от ФСБ, да еще открыто начинаешь критиковать и разоблачать тех, что остались у тебя за спиной, то контора преподносит „урок всем нам“. Никакого злорадства. Равнодушная констатация закономерности. На двух стульях усидеть невозможно. Слетают даже те, кто держатся за свой стул из последних сил, как Чуркин, а уж что говорить про тех, кто решил переметнуться, — такое Путин и его мафия не прощают. В дикое время живем, впрочем, в России оно никогда не было иным. К моменту трибунала в Гааге свидетелей может уже не остаться.
Денис Вороненков — депутат Госдумы шестого созыва. Он эмигрировал на Украину в октябре 2016 года и получил новое гражданство спустя два месяца. 15 февраля 2017 года в России его объявили в розыск по подозрению в мошенничестве.