Весна 2016 года запомнилась жителям района Вересники в Кирове надолго — в конце апреля вода поднялась более чем на пять метров, в городе был введен режим чрезвычайной ситуации, людей эвакуировали из домов, а те, что остались на месте, передвигались по улицам на лодках. Действиями властей по оказанию помощи они были очень недовольны. В этом году половодье по прогнозам обещает стать рекордным за последние сорок лет: вода может подняться на шесть с лишним метров. В мэрии обещали учесть недочеты прошлого года и начали готовиться к паводку. Журналисты «7x7» съездили в Вересники, чтобы посмотреть, как именно идет подготовка, как ее оценивают местные жители и что они помнят о событиях прошлой весны.


 

 

«Другого варианта нет»

На улице Лесозаводской в Вересниках почти никого нет, даже машины ездят редко. Пахнет деревом — по левой стороне дороги несколько мужчин укладывают доски: идет монтаж наплывных тротуаров, он начался 13 марта.

 



— Они во время паводка всплывают, чтобы население не по воде ходило. Вот перевязки делаем, они будут качаться на воде, — объясняет один из рабочих.

— В советские времена проблем-то не было, все делали вовремя, — тут же подключается другой мужчина.

— А сейчас не вовремя?

— Раньше так не воровали, — почему-то говорит он.

— Насколько эффективны такие конструкции?

— Другого варианта-то нет, денег нет.

— А если бы были деньги, что можно было бы сделать?

— Снести поселок и выстроить новые дома, — мужчина даже выпрямился и снял шапку, говоря это.

 

 

 
 
 

 

Работники собираются выложить тротуары вдоль всей улицы. В целом за время подготовки к паводку мэрия хочет уложить 2 300 квадратных метров тротуаров. По словам мужчин, им поставили срок до 1 мая.

 

«Будем как на необитаемом острове»

Мимо идет девушка. Ее сапоги периодически вязнут в снежной каше.

— Даже и не знаю, сколько лет тут ничего такого не делали. [Сейчас делают], потому что, наверное, боятся, что вода будет такая же, как в прошлом году. Вода быстро тогда разлилась. Не было никаких тротуаров, все плавали на лодках. Правда, лодки были... Не знали, как докричаться до них. Мы пока никак не готовимся к паводку, может, и не будет воды. Хоть и говорят, что прогнозы такие [что придет большая вода], но ведь не каждый же год такое бывает, — надеется девушка, представившаяся Дарьей.

Многие опрошенные жители потом подтверждали: сильных паводков долго не было, все изменилось в прошлом году. Возможно, поэтому весна 2016-го и имела для населения такие печальные последствия. Впрочем, и сейчас, когда власти точно знают, что будет паводок, люди недовольны подготовкой к нему.

 

 

— Только сейчас начинают тротуары делать, а надо было еще в прошлом году, летом, когда все высохло. В поселке все тротуары сгнили, все поломано. Не пройти, не выйти. Вроде бы сейчас начинают шевелиться. Даже и не знаю, поможет ли это, — говорит местная жительница Нина.

— Они же только центральную линию делают, а дальше ничего не сделано, — ее дочь Татьяна машет рукой в сторону домов, стоящих ближе к реке. — Мы в прошлом году утром просыпались — у нас воды по колено, не выйти даже. Мы съезжали из дома, у нас ничего не было: ни света, ни газа, ни отопления. В прошлом году было пять метров [воды], в этом, говорят, будет шесть. Поэтому я и не знаю даже, какие тротуары надо будет делать.

Если вода снова приедет, ни Татьяна, ни ее мать оставаться в доме не собираются — в семье маленький ребенок. Хотят перебраться на время к родственникам.

— Очень давно воды не было. Я помню, в 79-м году воды до форточек было. Нам тогда давали доски, делали козлы, складывали мебель, чтобы ее не замочило, — вспоминает Нина советские годы. Кстати, она живет в аварийном доме, его признали таким еще в 2014 году. Но пока переселиться в новое жилье не получается даже через суд, не хватает денег. Переживет ли здание новый паводок, она не знает.

 


Работница сферы ЖКХ Галина оптимистично смотрит на вещи.

— Наверное, [в 2016 году] неожиданно пришел паводок, не готовились к нему, только в последние два дня начали привозить бревна. Последние годы не было паводков, наверное, все успокоились. Но людей-то не бросали, когда вода пришла, машина возила. А в этом году будет сход 12 апреля. Значит, готовятся. Но пока никто не приходил, — рассказала она.

Другая местная жительница Светлана на помощь властей не надеется.

— Как было в том году, так и будет: никаких тротуаров, никаких переходов от дома к дому. Будем как на необитаемом острове: как хотите, так и добирайтесь до магазина. Предлагают куда-то в ДК [переселиться]. Но представьте себе: это цыганским табором заселиться, ни помыться, ни поесть толком. По телевизору передали, что вода будет даже выше, чем в прошлом году. Вот и голову ломаем, как технику спасти, мебель, куда заселиться. В прошлом году спасибо только эмчеэсникам, они нас переправляли, если бы не они, вообще не знаю, что бы делали, — говорит она.

 

 

 
 
 

 


Если на центральных улицах — Лесозаводской и Ключевой — еще попадались люди, то ближе к реке, на Рейдовой и Сплавной, не было вообще никого. У самого берега много домов и хозпостроек. Все они не выше двух этажей. Если вода поднимется на тот уровень, что прогнозируют власти, то их может основательно подтопить.

 


После 15 минут наших хождений между развалившимся сараями, почерневшими «деревяшками» и еще вполне себе приличными домами на улице наконец-то появился человек. Молодой парень Игорь говорит, что его дом в прошлом году затопило по подоконник, пришлось перебираться к друзьям в дом, построенный после 1979 года, то есть после последнего большого паводка.

— Здесь люди ходили просто по пояс в воде. Дома грабили, мародерили. Женщина утонула. Ее закинули на какой-то плот, прицепили к УРАЛу, который развозил людей, и повезли. Это такая депрессия! У меня брат живет у Филармонии, родители — на Солнечном берегу, мне есть куда пойти. А если бы мне некуда было поехать? У меня жена и ребенок. И никакой поддержки. Приезжал какой-то начальник, из МЧС вроде. Они их там всех [Игорь несколько раз ударил раскрытой ладонью о кулак] и вроде бы поставили какую-то палатку, вроде как продукты были. А вот старики живут, им деться некуда.

 

 

 
 
 

 

По информации мэрии Кирова, специалисты обследовали все территории, которые может затопить, проверили состояние домов и строений на придомовых участках, уточнили списки кировчан, которым нужен особый уход, — таких в двух районах оказалось 10 человек. Кроме того, в Первомайский район поступили заявки от двух семей, желающих на период половодья переехать в пункт временного размещения. Также власти определились с местами торговли и размещения информщитов, проверили связь и наличие водного и наземного транспорта.