Судья Сыктывкарского городского суда Валентина Трофимова вернула уголовное дело экс-председателя избирательной комиссии республики Елены Шабаршиной в прокуратуру. Решение было объявлено на возобновленном заседании суда 9 марта, — сообщает корреспондент «7x7». Судья посчитала, что возвращение необходимо для устранения препятствий для рассмотрения в суде: в деле должно быть описание преступлений с указанием времени, места и способов их совершения. В настоящее время в документах не написано, какие конкретно действия как должностное лицо совершала Шабаршина.
К назначенному времени в зале заседаний присутствовали сторона обвинения, обвиняемая и ее защитники, несколько представителей СМИ и гражданский активист Вячеслав Слюсарев. Последний пришел на заседание как участник кампании по проверке открытости судов «Суд глазами граждан».
Елена Шабаршина возмутилась, что ее фотографируют в зале заседания без разрешения судьи. На это фотокорреспондент одного из изданий ответил ей, что до прихода судьи это не запрещено. Этот аргумент обвиняемую не убедил, и она призвала «коллег» соблюдать журналистскую этику.
Судья, узнав состав присутствующих, поинтересовалась у сторон процесса о «возможности присутствия журналистов». Сторона обвинения не возражала, поскольку заседание открытое. Адвокат Елены Шабаршиной Инга Красикова заявила:
— Мы не оспариваем, что судебное заседание является открытым, но, учитывая, мягко сказать, некорректное поведение представителей СМИ, то, как по коридору пройти спокойно невозможно, везде и фотовспышки, и так далее, потом, соответственно, комментарии о судебном заседании, неправильно истолкованные события судебного заседания... Поэтому мы возражаем.
— Уважаемые представители средств массовой информации, обращаю ваше внимание на то, что... — взяла слово судья. — Конечно, я не могу запретить вам — сегодня во всяком случае — присутствовать в зале судебного заседания, несмотря на возражение стороны защиты. Законных оснований для этого нет. Может быть, с моей стороны будет некорректно, но я выскажу свое мнение: освещать события нужно не только корректно, но и правдиво. Домысливать, догадываться или еще что-то приукрашивать — это очень некрасиво с вашей стороны. Я, конечно, стараюсь не читать, дабы сохранить свое здоровье, но тем не менее уважительно надо относиться к каждой из сторон судебного заседания. Пожалуйста.
После этого судья сообщила, что сегодня необходимо «закончить незаконченный вопрос», оставшийся с 30 января: суду не удалось уйти в совещательную комнату для принятия процессуального решения о возвращении уголовного дела прокурору.
— Свою позицию я объявляла на прошлом судебном заседании, она никоим образом не изменилась. Мы выслушали и позицию стороны защиты полностью, включая адвоката Красикову, и допущенного защитника […]. Позицию прокуратуры я не выслушала, была убедительная просьба продлить время, чтобы прокуратура имела возможность дать заключение, — после этих слов судья Трофимова предоставила слово стороне обвинения.
Представитель прокуратуры напомнил: Елена Шабаршина обвиняется в том, что, занимая должность председателя избиркома с 1 ноября 2006 года по август 2015 года, ежемесячно получала от Чернова [экс-замглавы Коми Алексей Чернов, один из фигурантов «дела Гайзера»] взятку в виде денег. В общей сложности сумма составила 6 млн 680 тыс. руб. за общее покровительство и попустительство по службе и незаконные действия, которые, как считает следствие, выразились в том, что она предоставляла Чернову оперативную информацию о ходе выборов (жалобах, итогах и т. д.), а также знакомила Чернова с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования до внесения их в ГАС «Выборы». Все это, заявил обвинитель, противоречит закону об основных гарантиях избирательных прав граждан.
— Судом поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору на основании пункта 1 части 1 статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [«Обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления»] в связи с неконкретностью предъявленного обвинения (текст обвинения не содержит сведения, характеризующие личность взяткодателя, а также ряд обстоятельств, подлежащих доказыванию), — зачитал заключение представитель прокуратуры.
Он сообщил, что в соответствии с другими частями УПК РФ, в обвинительном заключении должны быть указаны, в частности, время и место совершения преступления, способы, мотивы, цели, последствия, само преступление должно быть описано. Но, по его словам, в предъявленном Шабаршиной обвинении есть указание на систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя в течение продолжительного времени (и это указание соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного суда РФ о судебной практике по делам о взяточничестве), а положения о необходимости характеризовать взяткодателя не содержатся ни в нормах уголовного права, ни в разъяснениях вышестоящих судов. Противоречий между описательной и резолютивной частями обвинения нет, считают в прокуратуре, а значит, нет и оснований для возвращения уголовного дела прокурору.
После этого судья пригласила стороны процесса к 14:15 и удалилась в совещательную комнату. После перерыва судья Трофимова зачитала решение: дело вернуть прокурору, меру пресечения Шабаршиной оставить прежней (залог). В прокуратуре Коми пояснили, что этот момент — исключительно процессуальный. После того, как дело вернется, его передадут следователям, чтобы они учли все замечания суда. После этого прокуратура снова направит материалы в суд.
Елена Шабаршина обвиняется по части 6 статьи 290 Уголовного кодекса (получение взятки должностным лицом в особо крупном размере). Уголовное дело Елены Шабаршиной выделено в отдельное производство из «дела Гайзера». По данным следствия, с ноября 2006 года по август 2015 года Шабаршина получила от заместителя главы Коми Алексея Чернова 6 млн 680 тыс. руб. за общее покровительство и попустительство по службе. По данным обвинения, Шабаршина предоставляла Чернову информацию о выдвижении кандидатов на выборах разных уровней, о поступающих жалобах, о подведении итогов выборов, а также передавала ему и его доверенным лицам протоколы участковых комиссий об итогах голосования до внесения в ГАС «Выборы».
1 июля 2016 года суд должен был избрать Шабаршиной меру пресечения, но она не явилась на заседание — ее доставили в реанимацию после попытки суицида. Позже суд избрал для подозреваемой меру пресечения в виде залога. Ранее Шабаршина признала вину, но потом отказалась от показаний.
Дело поступило в суд 16 января 2017 года. Предварительное слушание было назначено на 26 января, а запланированные на 30 и 31 января заседания, как следует из информации на сайте суда, были отложены. Обвиняемая и все стороны процесса приходили к назначенному времени, но журналисты на заседания не могли попасть. В ответе суда на запрос редакции «7x7» говорится, что 30 января 2017 года заседание должно было состояться в новом здании суда, но, поскольку там были обнаружены неполадки с электроснабжением, процесс было решено начать в кабинете судьи, где смогли разместиться только участники процесса. Из того же ответа на запрос следует, что заседание 31 января не состоялось. Как сообщал наш корреспондент, тогда журналистов и прокурора пригласили в зал заседания, но спустя несколько минут помощник судьи позвала прокурора в коридор, после этого обвиняемая, ее защитник и гособвинитель закрылись в кабинете судьи.