Комсомольская площадь Ухты к началу пикета против республиканского закона, ограничивающего компенсации за детсады, была похожа на детскую площадку, где собрались несколько десятков родителей с детьми в колясках и санках. Волонтеры раздавали плакаты и собирали подписи под обращением к президенту, а собравшиеся — просто общались между собой.

 

 

 
 
 

 

Один из организаторов акции, гражданский активист Егор Русский, забрался на огромный сугроб, ставший импровизированной трибуной, и заявил, что решение республиканских властей принять 144-й закон — это «некий саботаж политики государства», потому что он, по его мнению, а также «по мнению юристов и министерства образования», противоречит Конституции.

По словам Русского, организаторы приглашали на пикет депутатов Госсовета Коми и горсовета Ухты, но никто из них не пришел.

— Партия «Единая Россия», которая полгода назад нам говорила о поддержке многодетных семей, сделала свой выбор. Сергей Анатольевич Гапликов [глава Коми], который приезжал и проводил здесь общественные слушания, внес данный законопроект и своим решением перечеркнул два пункта своей же программы. Мы должны показать наше мнение, — призвал собравшихся общественник и предложил высказаться всем желающим.

 

 

Первый секретарь Ухтинского горкома КПРФ Валерий Харченко воспользовался предложением и порекомендовал республиканским чиновникам отказаться от взяток. Благодаря новой формуле расчета компенсаций, сказал коммунист, республика сэкономит 50–60 млн руб., а средняя взятка в республике — 700 тыс. руб. То есть чиновникам, чтобы набрать нужную сумму, нужно приложить небольшие усилия и отказаться от незначительного количества взяток, резюмировал он.

— Прислали нам нового руководителя, мы тут ожидали нового реформатора, нового Столыпина — «Олимпстрой» и прочее. Прошел год, обещания были — давайте то, давайте выбирать! Обещали огуречный рай, развитие, много чего обещали. Выбрали! На сегодня получается, что денег нет, залезли опять в бюджет и добрались до детей, — сказал Харченко.

 

 

 
 
 

 

Спустя полчаса после начала пикета людей с детьми на площади стало значительно больше, больше ста человек. Часть родителей немного подальше организовали импровизированный детский сад, где играли с детьми, пока другие мамы и папы слушали выступающих.

— Если мы раньше платили пять тысяч за детский сад, то сейчас мы будем платить семь тысяч — то есть разница в две тысячи, которые наше правительство хочет положить в карман, забрать у моих детей эти две тысячи, это просто позор! — эмоционально рассказала многодетная мать Виктория. — Эти деньги нам очень важны, мы могли бы потратить их на обучение, на кружки, развивающие мероприятия, да даже купить конфеты ребенку! А наше государство хочет положить их себе в карман! Я призываю всех неравнодушных собрать подписи и донести до правительства Республики Коми, что мы против, против отдавать эти деньги! Это деньги наших детей!

Другая протестующая, представившаяся Екатериной, рассказала, как закон отразился на доходах ее семьи:

— Мы на данный момент не подпадаем под критерий нуждаемости, хоть у мужа и урезали зарплату. Это из-за того, что у него были какие-то премии — и мы чуть-чуть вышли за рамки [критерия нуждаемости — в Ухте нуждающимися признаны семьи, чей среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточных минимума]. У нас ипотека, на машину небольшой кредит... То есть серьезно это бьет по бюджету! Детей водим в кружки — так теперь будем вынуждены отказаться, а где-то лишний раз не купим детям фруктов. Ужасно, что федеральный закон наши чиновники для себя сформулировали и решили наши права еще больше урезать.

В это время позади сугроба-сцены полиция задержала пилота дрона, который снимал пикет с воздуха. По словам полицейского, который отказался представляться, задержать молодого человека ему поручил некий сотрудник Федеральной службы безопасности. Митингующие ответили на задержание криками «позор!».

В этот же момент к полицейскому начальнику подошла его коллега.

— Там плакат «Верните вора, заберите мудака!». Надо выводить! — взволнованно сообщила сотрудница полиции. Стражи порядка направились к подозрительному плакату.

 

Там плакат «Верните вора, заберите мудака!». Надо выводить!

 

На вопрос корреспондента «7x7» о том, что именно смущает полицейских в плакате, сотрудники ответить не смогли. Организатор пикета Русский сообщил полицейским, что слово «мудак» — не бранное, а если кто-то посчитает, что оно адресовано лично ему, и оскорбится — тогда и сможет обратиться к сотрудникам полиции.

— Не, в целом-то молодцы, хорошо все, — окинула взглядом собравшихся женщина-полицейский. Следующий плакат, заинтриговавший полицейских, был с рисунком — на двух окружностях располагался продолговатый овал, на котором было лицо, похожее на лицо главы Коми Сергея Гапликова, и надпись «Крепкий хозяйственник». На это Русский пояснил, что на рисунке он видит Царь-пушку. Сотрудники полиции согласились с такой интерпретацией.

 

 

— Все плакаты согласованы с юристами. Если кто-то додумывает какие-то символы — это его проблемы. Плакаты у вас забирать не имеют права, — проинструктировал пикетчиков активист. Собравшиеся в ответ решили отправить плакаты «Гапликову в Сыктывкар бандеролью».

Выступления продолжились, градус возмущения выступающих заметно возрос. Слово вновь взял организатор акции Егор Русский и сообщил, что «так, как Гапликов, в республику еще никто не приходил». Перед принятием закона, по его словам, не проводили общественное обсуждение и никто не учитывал мнение жителей, а жители, в свою очередь, должны вспомнить об этом на следующих выборах:

— Этот день должен стать черной страницей для следующих выборов. Мы обязательно вспомним, что члены партии «Единая Россия» проголосовали за этот закон, чтобы они в следующий созыв не прошли. Эти люди на сегодняшний день просто предатели, предатели тех людей, которые их выбирали!

 

 

 
 
 

 

— При Путине никогда по-другому не будет, так и будем голосовать за жуликов и воров, как у нас в Коми! Мы так и будем дальше жить! — взобрался на сугроб неизвестный пожилой мужчина и сорвал аплодисменты.

Следующий выступающий конкретизировал претензии и адресовал их лично главе республики Гапликову.

— Помните, Гапликов на каждом углу висел? До этого у нас товарищ Гайзер тоже много обещал. Этим законом он по детям ударил, по самому больному у людей. Чего он этим добился? Авторитета? Уважения? Надо спросить единороссов, ту партию, которая этот закон принимала, — я понимаю, что им все равно, — но на детей-то? Нормально? Как они живут сейчас? Я не понимаю! Наверное, они не собираются в республике жить! Сегодня приняли, галочку поставили, день прошел, зарплату получили, и нормально все, а дети пусть отдыхают в сторонке. Надо Гапликова и всю верхушку спросить и всю вертикаль! — разгорячился мужчина.

 

Надо спросить единороссов, ту партию, которая этот закон принимала, — я понимаю, что им все равно, — но на детей-то? Нормально? Как они живут сейчас?

 

Затем собравшихся еще раз призвали оставить подписи под обращением к президенту Владимиру Путину за отмену 144-го республиканского закона и пикет завершился.


Законопроект о введении критерия нуждаемости при предоставлении компенсаций за посещение детских садов в декабре 2016 внес в Госсовет Коми глава республики Сергей Гапликов. Большинство депутатов проголосовали за его принятие. С 1 февраля 2017 года компенсации за посещение детсада будут получать только те родители, чей среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточных минимума.  До этого семьи могли рассчитывать на компенсацию оплаты за детский сад в размере 20% за одного ребенка, 50% — за второго и 70% за третьего ребенка.