В редакцию «7x7» обратились жители расположенного рядом с Йошкар-Олой поселка Медведево, пожаловавшись на агрессивную точечную застройку в их районе проживания. По их мнению, местные власти, используя административный ресурс, пытаются внести изменения в генплан райцентра, изменив сложившуюся малоэтажную зону застройки на многоэтажную.
Свои права люди отстаивают в судах, но считают, что лишь общественный резонанс поможет им добиться победы. Победой, по их словам, они будут считать уважительное отношение местных властей к частной собственности, соблюдение законов и градостроительных регламентов, а также заботу о благоустройстве территории.
Что происходит в Медведево
Параллельные улицы Медведево и Некрасова протянуты от центра поселка Медведвево к Йошкар-Оле. В XVII веке именно с этих улиц началась история Медведево. Столица республики и районный центр уже несколько лет фактически представляют из себя единое целое. Случайный человек, оказавшийся в этом районе, без объяснений местных жителей и не поймет — в городе он еще находится или уже в поселке. Однако до последнего времени ориентиры еще были: вытянувшиеся в линию одно- и двухэтажные домики частного сектора — Медведево, а построенные по соседству многоэтажки — город.
8 апреля 2016 года власти поселка приняли постановление о развитии застроенного квартала, ограниченного улицами Медведево, Некрасова, Мира и бульваром Чернякова. В августе был утвержден проект межевания и планировки этой территории. Проект был разработан по заказу строительной компании ОАО «УМС». А в конце года местные жители увидели воплощение этого проекта: на месте снесенного расселенного барака по соседству с территорией частников стали появляться заборы стройплощадок, началось строительство многоквартирных домов. Их заявленная высотность — от 5 до 9 этажей.
«Стоянка на месте моего дома»
— Мы купили свой участок на аукционе в 2009 году, рассказывает жительница одного из частных домов на ул. Некрасова, Татьяна Черепанова. — Земли продавались под индивидуальное жилищное строительство. Нам никто не говорил, что рядом с нами — в шести метрах от нашего участка — будут строить девятиэтажный жилой дом.
С декабря Татьяна и многие из жителей малоэтажных улиц заняты общением с чиновниками и судебными процессами. Начавшаяся стройка нарушает права как минимум 130 жителей двух поселковых улиц (столько подписей в поддержку своих требований собрали инициаторы обращений).
— Разговаривали с главным архитектором Москвичевым [Кирилл Москвичев, сейчас занимает должность первого заместителя главы администрации Медведевского района], — продолжает свой рассказ Татьяна Черепанова. — Я спросила его, как можно построить такое большое количество многоквартирных домов на небольшой территории (шесть домов на участке в два гектара). Где они, к примеру, машины будут ставить... Он показал мне на проекте стоянку — на месте моего дома. Говорит: «Это же только проект. Вот если захотите продать дом, тогда на его месте и построят стоянку». Мы, — я ему говорю, — только в 13-м году ввели дом в эксплуатацию. А в 2014-м начали здесь жить. С какой радости мы должны продавать его в ваших интересах?
— Вместо того, чтобы развивать территорию, создают проблемы, — считает еще одна местная жительница, Светлана Седых. — Дети в школу идут по проезжей дороге, тротуар некогда было сделать. Планирование — безмозглое. Проект, который мы увидели — не архитекторы делали. Не соблюдены ни санитарные, ни пожарные нормы. Отвод воды запланирован на наши, частные участки. Проект планировки территории не проходил никакой экспертизы. Они поступили по-другому: каждый строящийся объект проходит свою индивидуальную экспертизу, а комплексной оценки — как повлияют многоэтажки на наши условия жизни, ничего этого нет.
«Проект, который мы увидели — не архитекторы делали. Не соблюдены ни санитарные, ни пожарные нормы. Отвод воды запланирован на наши, частные участки. Проект планировки территории не проходил никакой экспертизы»
Что решилось на публичных слушаниях
Публичные слушания в Медведево, как выясняется, проходят зачастую незамеченными большинством заинтересованных потенциальных участников. 22 августа 2016 года проект межевания и планировки территории, на которой вместо частных домов должны быть построены шесть многоквартирных, одобрили 18 человек. По словам Татьяны Черепановой, местный житель Константин Соболев на суде сообщил о том, что троих голосовавших против проекта не включили в отчетный документ слушаний.
— Информировали выборочно: тех кто проголосовал «за» — жителей «бараков», пригласили персонально. Остальные, такие как мы, кто бы не согласился на этот проект, могли узнать информацию из районной газеты. Ее тираж ограничен, и никто из местных жителей ее не выписывает. Так что слушания провели для тех, кто не стал бы возражать.
На плане, который был принят 18 жителями, видно, что шесть многоэтажек практически превращают улицу Некрасова в район многоэтажек. И очевидно, что у строительной организации, предложившей такой план, намерения не изменятся. Это означает, что частников вынудят продавать дома, которые строились на века, за бесценок. На вопрос, сколько стоят сейчас эти кирпичные двухэтажки, Светлана Седых отвечает — миллионов по 20, это рыночная цена.
Суды
— Куда бы мы ни обращались, везде получаем совет о том, что мы должны действовать в правовом поле. При этом, смысл мы для себя поняли так: пока мы в правовом поле, которое только для нас, пытаемся решить возникшую проблему — строительство продолжается. Мы ноги по колено сотрем, а они построят дома и вынудят нас их продавать даром, — говорит Татьяна Черепанова.
Жители подавали судебный иск к районной администрации с требованием признать незаконными результаты публичных слушаний и изданных по их результатам документов, разрешающих в конечном итоге освоение строительной территории. В Медведевском районном суде состоялось три заседания, по которым иск жителей был отклонен. Следующая инстанция — Верховный суд Марий Эл, где решение районного суда будет обжаловано.
— В прокуратуре района нам предоставили новую информацию, — говорит Татьяна Черепанова. — Дело в том, что 16 мая прошлого года был признан несостоявшимся аукцион по продаже права заключения договора о развитии застроенной территории (речь о квартале Некрасова— Медведево — Мира — Чернякова). В протоколе заседания комиссии по приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов (действует при Медведевской районной администрации) была указана причина — в аукционе принял участие единственный участник — ОАО «УМС». А уже 20 мая по результатам этого аукциона между администрацией и этой компанией был заключен договор о развитии застроенной территории. В градостроительном кодексе же содержится запрет на заключение договоров по результатом аукциона, в случае если аукцион признан несостоявшимся (часть 26 статья 46.3) ранее чем через 10 дней. Мы считаем, что заключенный 20 мая договор не соответствует требованиям закона.
Какова позиция властей
Корреспондент «7x7» попытался связаться с Кириллом Москвичевым, однако чиновник оказался пока недоступен для комментариев. Отчасти о позиции властей Медведево и Медведевского района можно судить по данным о результатах публичных слушаний, проводившихся в начале года в районном ДК. На них собралось рекордное число жителей райцентра, поскольку речь шла об утверждении изменений в генплан. На слушаниях Кирилл Москвичев сообщил, что приоритетом генплана является увеличение количества жилой площади в райцентре. А это, по мнению чиновника, возможно при укрупнении застройки. Москвичеву задали вопрос о квартале Некрасова — Медведево и он ответил, что генланом предусматривается изменение зоны Ж-2 в этом районе на Ж-1: вместо застройки мало и среднеэтажными жилыми домами — это даст возможность строить многоквартирные высотные жилые дома.
Вопрос об отмене предполагаемой смены зональности в квартале Некрасова — Медведево — Чавайна был вынесен на голосование участников слушаний дополнительно. В итоге жители квартала и их сторонники отстояли «право на частный сектор» — их подержали 102 человека при 90 сторонниках планов властей.
В генеральном плане Медведево предусмотрено значительное развитие территории к северу от Козьмодемьянского тракта. Это единственное возможное направление роста для уже не умещающегося в свои естественные границы поселка. Йошкар-Ола с востока, железная дорога с юга и промзона с запада — подошли вплотную к границам Медведево. А на севере сейчас находится поле, которое местные власти уже давно пытаются вывести из сельхозоборота. По неофициальным данным, не все у чиновников получается, поэтому они и продолжают развивать точечное строительство на ограниченной территории райцентра.