Акция памяти Бориса Немцова состоялась 27 февраля на площади Ленина. Первые пять членов ПАРНАСа появились на главной площади города около пяти вечера. Поодаль от них стояли и снимали все происходящее представители правоохранительных органов: люди в гражданском, служащие центра «Э» [управление по противодействию экстремизму] и сотрудники ГИБДД — их было раза в четыре больше, чем самих активистов, плюс высший чин в папахе, перед которым подчиненные вытянулись в струнку, и два микроавтобуса.

 

 
 
 

 

Сопредседатель рязанских отделений демократического движения «Солидарность» и ПАРНАСа Юрий Богомолов и правозащитник Александр Бехтольд у подножия памятника вождю мирового пролетариата доделали плакат с портретом Немцова и словами «Герои не умирают!» и встали в ряд пришедших отдать дань памяти.

 

Юрий Богомолов и Александр Бехтольд

 

Рязанцы держали в руках флаги движения «Солидарность» и ПАРНАСа, простые листки формата А4 с надписями: «Кто заказал?», «Борись!», «Нас всех не перестреляешь», «Не забудем, не простим». На постаменте были размещены две небольшие фотографии Бориса Немцова, свеча и букет гвоздик. Скромно, скорбно и торжественно.

 

 

 
 
 

 

Историк, гражданский активист Ирина Кусова пояснила корреспонденту «7x7», почему она вышла в этот день на площадь.

— В первую очередь — почтить память о Борисе, который был нашим хорошим товарищем, и мы до сих пор очень сильно ощущаем его отсутствие. Во-вторых, хотим показать, что есть люди, готовые противостоять тому беззаконию, которое царит в стране. И что мы не сдались, мы все помним и готовимся к переменам, — сказала Кусова. — Для нас он был человеком, которого мы знали, а многие люди по всей стране присоединились к акции потому, что человека убили практически на Красной площади, под камерами ФСО. И расследование проведено формальное, сделать стрелочником какого-то там шофера — это смешно. То есть люди протестуют против беспредела и беззакония. Борис был очень живым, естественным человеком, не «надувал щеки», умным, очень быстрым в реакции. Очень легкий и смелый до безрассудства. Бесстрашный и оптимистичный. Он сам верил в то, что предстоят перемены к лучшему, и умел других заразить этой верой.

 

Ирина Кусова

 

Примерно в это же время пожилая женщина, подойдя достаточно близко к собравшимся, начала рассказывать, как в 90-е Немцов разворовал всю страну. Кричала внятно и громко, но никто из людей в форме не обратил на это внимания. Юрию Богомолову удалось успокоить то ли провокатора, то ли просто негативно настроенную рязанку.

Богомолов пояснил, что организаторы не ставили целью собрать как можно больше народу, просто решили почтить память, ни на кого не оглядываясь. К тому же было мало предварительной информации о проведении акции: несколько сообщений в интернете и на сайте «Вид сбоку». Время встречи — вечер понедельника — тоже, по его мнению, не слишком располагает для участия в уличных мероприятиях.

— Да, наблюдается отрицательная динамика количества собравшихся в годовщину смерти Немцова. Вчера мы были в Москве, это тоже было заметно. Если в прошлом году на улицы вышли порядка 50 тысяч человек, то в этом уже было около 20 тысяч. Но это все равно много. В Рязани происходит то же самое: притупляется острота самого убийства как ЧП, притупляется ужас события, утраты. Еще, как мне кажется, люди разуверились в возможности что-то изменить мирным путем, при помощи таких вот акций. Поэтому они ждут какого-то социального толчка, события, которое приведет к переменам, — предположил сопредседатель рязанского ПАРНАСа.

 

 

Акция проходила почти в траурной тишине. Вечерний час пик, а на площади не было прохожих. Люди в форме практически оцепили место акции, поэтому прохожие ускорялись и предпочитали перейти на другую сторону улицы, но не приближаться к такому количеству полицейских. Стоявшие на остановке общественного транспорта люди отворачивались и делали вид, что ничуть не заинтересованы происходящим.

Однако среди тех, кто решил принять участие в акции, появились новые незнакомые лица. Молодые лица. Всего в акции памяти Бориса Немцова приняли участие 15 рязанцев. Еще примерно столько же человек подходили, чтобы поговорить об убийстве политика, о политической и социальной ситуации. Для разговора пожилые рязанцы выбирали пенсионера, парнасовца Анатолия Кузнецова, который размеренно и спокойно выражал свою точку зрения: в 90-е годы было начато много полезных реформ, но их не дали довести до конца, поэтому снова оказались в периоде «застоя».

На вопрос, почему рязанцы не слишком активно принимают участие в подобных, даже не слишком протестных акциях, ответил Александр Бехтольд. Он связал боязнь публичных акций с историей города.

— Как образовывался город, как он населялся? Главным образом, в свое время Рязань возродил Сталин, здесь было множество оборонных предприятий. Это были секретные предприятия, со своими государственными тайнами, подписками о неразглашении и тому подобным. Множество военных и членов их семей. Так что привыкли подчиняться. Привыкли подчиняться уже и во втором, и в третьем, и непонятно каком поколении, это уже в генах, «на подкорочке». Да и потом, в принципе, мы — мирный город, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», — посмеялся Бехтольд.

По его мнению, нечто, куда мы идем, является очевидным политическим, социальным и экономическим тупиком. И рано или поздно система рухнет сама, как это было в 1917 году — другой вопрос, кто подхватит эту власть.

Акция прошла без эксцессов и нарушений, завершилась в 18:30, как и было отмечено в заявке.


Политик, депутат Ярославской областной думы Борис Немцов был застрелен в ночь на 28 февраля 2015 года в Москве, недалеко от стен Кремля.