Дело «Кировлеса» уже почти два месяца пересматривают в Ленинском суде Кирова. Ко 2 февраля допрошены все свидетели обвинения, прокуратура представила свои доказательства, защита — насколько смогла — свои. Наиболее медийного подсудимого Алексея Навального допросили, второй фигурант Пётр Офицеров продолжит давать показания на заседании 3 февраля. Скорее всего, процесс завершится в первые дни февраля. «7x7» напоминает, что происходило в суде и за его пределами все это время.

 

Как начинался процесс

Первое заседание по повторному рассмотрению дела «Кировлеса» состоялось 5 декабря 2016 года. Почти все его участники уже были знакомы общественности — за столами сидели те же представители стороны защиты, те же подсудимые, те же прокуроры и потерпевшие. Даже в составе СМИ, освещающих процесс, значительных изменений не наблюдалось. Был только один новенький — судья Алексей Втюрин, сменивший председательствовавшего на первом процессе Сергея Блинова.

Защита на основании решения Европейского суда по правам человека, посчитавшего, что первый процесс не был правосудным, предлагала суду прекратить дело или отправить его обратно в прокуратуру. В удовлетворении обоих этих ходатайств
было отказано. Был заявлен первый отвод судье. Добиться его адвокатам тоже не удалось.

Тогда же впервые
возникла проблема с согласованием графика заседаний. Судья Втюрин хотел сделать их ежедневными, защита возражала, ссылаясь на занятость в других процессах. В итоге стороны договорились, что разбирательство будет идти с перерывами. Большую часть декабря заседания проходили один-два раза в неделю. 

 

Что делало гособвинение

Гособвинение монотонно зачитывало материалы дела, в том числе прослушку обоих фигурантов дела. В январе допрашивались бывшие сотрудники «Кировлеса», а потом начальники лесхозов (всего — 41 человек). В большинстве случаев они не помнили, как именно заключались контракты между «Кировлесом», «Вятской лесной компанией» и контрагентами. Поэтому гособвинение каждый раз настаивало на зачитывании показаний свидетелей, которые они дали во время следствия. Причина всегда была одна: для устранения противоречий в показаниях из-за давности событий. Свидетели неизменно их подтверждали. В этом случае самым показательным был допрос главного свидетеля обвинения экс-руководителя «Кировлеса» Вячеслава Опалева, который не мог припомнить, за что именно он был осужден и на что были использованы похищенные им совместно с Навальным (по версии следствия) деньги.

 

Что делал суд

Судья Втюрин удовлетворил почти все ходатайства обвинения и отклонил почти все требования адвокатов. К примеру, Втюрин не разрешил допрос всех свидетелей защиты. На одном из заседаний в январе он внезапно заявил, что хочет сделать заседания ежедневными. Одновременно с этим занятость адвокатов в других процессах и следственных действиях по делам неожиданно отменилась. Несмотря на возражения защиты, Втюрин все-таки сделал судебное разбирательство беспрерывным. Подсудимые пропускали заседания, но судья поначалу не настаивал на их принудительном приводе. Однако затем он все-таки разрешил привести их силой. Несмотря на госпитализацию Офицерова и на то, что у Навального уже был куплен билет в Киров, обоих обвиняемых доставили из Москвы в суд с приставами. Судья Втюрин постановил, что подсудимым запрещается покидать Киров. 

 

Что делала защита

Адвокаты и оба подсудимых пытались выяснить у свидетелей, был ли убыточным «Кировлес», на каких условиях заключались контракты, как Навальный или Офицеров могли повлиять на заключение этих договоров, было ли это невыгодно кому-либо, по каким ценам отпускалась продукция. На большую часть экономических вопросов ответов не было — свидетели мало что помнили.

Защита дважды заявляла отвод судье. В одном случае адвокат Офицерова Светлана Давыдова заявила, что из разговоров сотрудников суда ей стало известно о поездке председателя Ленинского суда в Москву, где он якобы получил указание вынести обвинительный приговор с реальным сроком наказания для подсудимых. Во втором — изменение графика заседаний. Адвокаты посчитали, что для более быстрого рассмотрения дела «Кировлеса» адвокатам «расчищают занятость». В обоих случаях судья Втюрин отвести самого себя отказался. И отвод прокурорам он тоже не поддержал.

 

Каковы прогнозы по поводу исхода дела

Алексей Навальный считает, что приговор будет обвинительным, чтобы лишить его избирательного права (он выдвинулся кандидатом в президенты страны). Его адвокат Ольга Михайлова еще в начале процесса говорила, что сделать приговор более суровым (заменить условное наказание на реальное) законы вообще-то не позволяют, но «случиться может все, что угодно». Пётр Офицеров предсказать, чем закончится пересмотр, не брался.

Гособвинение от каких-либо комментариев отказывается.

 

Что происходит вокруг суда

Сторонники Навального устраивают акции поддержки как в Кирове, так и в Москве. Они предполагают, что решение по делу «Кировлеса» принимается не в районном суде, а в администрации президента.

Подсудимые почти беспрерывно шутят по поводу процесса. Оппозиционер предлагает судье делать селфи, оставляет смешные комментарии на сайте отеля в Кирове, где ему предписали безвыездно находиться. Офицеров спрашивает у свидетелей об их воображаемых друзьях.

2 февраля Европейский суд по правам человека вынес решение об удовлетворении жалоб Навального за незаконные задержания на акциях протеста и митингах. Политику присудили компенсацию в 64 тыс. евро.


Алексей Навальный и Пётр Офицеров были осуждены за нанесение ущерба «Кировлеса» в 2013 году, они получили условные сроки. В 2016 году ЕСПЧ решил, что процесс был незаконным и действия подсудимых нельзя отличить от обычной предпринимательской деятельности. Верховный суд отправил дело на пересмотр.