В конце 2016 года в Марий Эл на законодательном уровне произошла частичная монетизация натуральных льгот, предоставляемых жителям республики. Это многих обеспокоило. 5 января в Йошкар-Оле состоялся митинг протеста. Его участники потребовали вернуть льготный проезд на транспорте, восстановить льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг, прекратить повышать тарифы. Последнее из нескольких выдвинутых требований касалось отставки регионального правительства. 9 января глава Марий Эл Леонид Маркелов заявил, что льготы в республике никто не отменял. Он рассказал журналистам о том, что в денежных выплатах пенсионерам предусмотрена компенсация расходов на транспорт, ЖКХ и зубопротезирование, а траты республиканского бюджета на эти цели увеличились по сравнению с 2016 годом.
20 января глава республики выступил с заявлением, в котором пообещал восстановить часть льгот сельским пенсионерам. Вопрос о восстановлении льгот, так же как и об их отмене, выносится на сессию Государственного собрания Марий Эл. «7x7» обратился к представителям фракций регионального парламента с просьбой прокомментировать ситуацию отмены, а затем частичного восстановления льгот.
Геннадий Зубков, фракция КПРФ:
— Вы можете прокомментировать информацию о том, что депутаты-коммунисты в Госсобрании голосовали за отмену льгот на сессии 15 декабря?
— Мы голосовали против изменения льгот, так же как и против принятия бюджета республики 2017 года. А писать определенные авторы могут все что угодно.
— Давайте обсудим ситуацию с возвратом льгот. 26 января пройдет внеочередная сессия, в повестке дня которой единственный вопрос — о восстановлении части льгот по ЖКХ сельским пенсионерам. Работа депутатов представляется малоэффективной: сначала решили одно, но выясняется, что была возможность предусмотреть какие-то меры, рекомендовать Минфину, например, изыскать средства на сохранение части льгот?
— Когда рассматривался вопрос об отмене на комитете по социальному развитию, то он не прошел с первого раза. За были двое, двое против и один член комитета воздержался. И только со второго раза, когда депутаты-единороссы подверглись психологическому давлению, изменения были утверждены. Результаты второго голосования были следующие: за отмену льгот — трое, двое против. Таким образом, этот вопрос большинством голосов был одобрен к рассмотрению на сессии. Его приняли в таком виде, в котором изменения предложило правительство.
Евгений Ремнёв, фракция ЛДПР:
— Насколько эффективной можно считать работу законодателей региона, если они возвращаются к одному и тому же вопросу дважды в течение месяца — сначала отменяют льготы, а затем частично восстанавливают? При этом, насколько известно, изменения не обсуждались, не проходили общественной экспертизы.
— Я вносил в прошлом году законопроект «Об общественном контроле в Республике Марий Эл». Среди прочего, в нем предусматривалось создание при Государственном собрании республики общественного совета. Это могло бы расширить участие общественности региона в деятельности органа законодательной власти. Но этот законопроект не подержали. Осенью был принят стандартный закон об общественном контроле в республике. Он носит декларативный характер и не предусматривает участия общественности в деятельности Госсобрания.
Александр Сальников, фракция «Единой России»:
— Давайте сначала я изложу собственную позицию. Есть разные льготы. Предоставленные федеральным законодательством, которые относятся к инвалидам, детям-сиротам, — они обсуждению не подлежат. А есть льготы, появившиеся в свое время в период предвыборных кампаний, например. Необходимо сказать, что Республика Марий Эл сейчас — один из немногих регионов, где существуют льготы на услуги ЖКХ. В других регионах уже перешли на стопроцентную оплату. При том тяжелом финансовом положении, в котором находится республика, одним из условий финансовой поддержки из федерального бюджета как раз является сокращение льгот, которые республика дает отдельным категориям граждан.
Частичная монетизация — тоже правильный подход. Жители Йошкар-Олы могут получить транспортные льготы в большем объеме, чем проживающие в Мари-Туреке, Килемарах, где общественный транспорт по льготным проездным не работает. В этом случае монетизация позволяет уравнять в правах льготников республики. Я также считаю, что льгота не может быть предоставлена всем, независимо от уровня их доходов. У кого-то пенсия 12 тысяч, у кого-то — 22 тысячи. Это разный уровень. Поэтому и обеспечиваться разными льготами должны люди, подтверждающие необходимость оказания социальной поддержки.
— Почему вообще возникла потребность в отмене существовавших долгие годы социальных преференций?
— Необходимость отмены связана с тем, что один из пунктов соглашения о финансовой поддержке из федерального центра гласит, что должны быть сокращены льготы, предоставленные на региональном уровне. Необходимо также сократить расходы бюджета, не относящиеся по Конституции к полномочиям субъекта, обеспечить рост собственных доходов — то есть вот такие разные направления рассматриваются. В связи с этим был принят ряд законов. Отменили льготы по транспортному налогу для коммунальных организаций и организаций, обеспечивающих формирование войсковых колонн, была отменена льгота по налогу на прибыль для осуществляющих инвестиционную деятельность предприятий.
Сегодня мы обсуждаем отмену льгот для физических лиц. Они очень значительны по денежным затратам. Например, на соцвыплаты по ЖКХ тратится 700 миллионов рублей. В подавляющем количестве регионов таких статей расходов уже нет. Думаю, что прошло время популизма, когда эти льготы появлялись. И предвыборные обещания депутатов — сделать все бесплатным. Бесплатно никогда не будет. Деньги на возмещение льгот поступают в виде отчислений с налогов населения или предприятий.
— Убираются льготы, снижаются зарплаты, цены растут. Что правящая партия может предложить жителям, избирателям?
— Официальная поддержка должна оказываться тем, кто в ней нуждается. Не просто всем подряд — это неправильный подход. Во-вторых, монетизация. Сегодня не может быть уже натуральных льгот. Необходимо выделять деньги на компенсацию определенных расходов. Как, например, в ситуации с транспортным обслуживанием. Закрывать льготами разницу в не достигающей до среднего уровня зарплате или пенсии — непродуктивно. Не проще ли идти по пути увеличения доходов населения?
— Мы привыкли к такой большой определенности на региональном уровне: если глава региона что-то предлагает, например, восстановить часть льгот, то это уже воспринимается как вопрос решенный. И на этот раз (на внеочередной сессии) Государственное собрание, поддерживающая исполнительную власть региона «Единая Россия» выскажутся за, несмотря на отсутствие источников финансирования льгот?
— Ну, если сейчас окажется, что льготы восстановлены, а сумма на их реализацию в бюджете отсутствует — задача министерства финансов внести в бюджет этого года поправки. В противном случае возникает кредиторская задолженность у того органа, который эту льготу будет реализовать, то есть министерства социальной защиты. Или у юридического лица, если предоставление льгот будет происходить через какую-то организацию. Выход простой — просчитав свои затраты, эти деньги необходимо предусмотреть.
— Пока их нет.
— Пока и сессии бюджетной нет. Я думаю, что здесь произойдет все последовательно. Если льготы будут восстановлены, то следующий шаг законодателей — внесение поправок в закон о бюджете.