Кировскую область 13 января посетил секретарь Общественной палаты России Александр Бречалов. Он съездил в подшефный интернат для трудных подростков в Орле, а затем встретился с членами совета региональной палаты и журналистами. На встрече обсуждали много вопросов, «7x7» публикует самые важные тезисы Бречалова.
Об учете общественного мнения при принятии госрешений
Какие-то усилия для того, чтобы общественное мнение больше учитывалось, предпринимаются, есть изменения в законодательстве, которые регулируют формирование общественной палаты в регионах и на федеральном уровне. Но как бы ни «зарегламентировали» этот процесс, все зависит от отношения, от взаимоотношений руководителя региона и общественников, главы муниципалитета и других чиновников. Я не готов комментировать по Кировской области, но в целом далеко-далеко еще до системных позитивных сдвигов в этом вопросе. По-прежнему превалирует модель, когда глава региона создает под себя максимально лояльные общественно-политические конструкции. Я считаю, что это тупиковая модель.
О реальной необходимости общественных советов
Моя точка зрения не очень популярная. Я — перфекционист и технократ. Когда начинают идти по пути каких-то дополнительных конструкций, я не понимаю, зачем это. Вы говорите, что люди звонят из районов и спрашивают, куда идти [со своими проблемами]. Это уже приговор главе муниципального образования. У него в прямой функциональной обязанности прием граждан. У нас от сельского поселения до Госдумы есть законодательная ветвь власти. Ну на фига там тогда депутаты? Они-то про что? Это же элемент интерфейса между людьми и всем остальным. Они-то и должны решать проблемы. Мы с вами можем создать 39 общественных советов [по числу муниципалитетов] в Кировской области, но тогда мы с вами расписываемся в том, что муниципальные власти бездействуют.
Мы создадим эти советы, работать из них будут пять. У нас в России 24 тысячи муниципальных образований. Вы найдете 24 тысячи ответственных общественников, которые по-честному будут топить за свой район, за людей?! Окститесь. Давайте будем правде в глаза смотреть, не будет этого.
О народном бюджете
Опыт Кировской области используется в других регионах, но системной истории тиражирования не произошло. Не знаю, почему. Но обсуждение бюджетов у нас прошло во многих общественных палатах, это очень хорошо. Ситуация меняется. Драйвером должно быть, на мой взгляд, правительство регионов, потому что это их компетенция. Но опыт замечательный.
Об обязанностях людей
У каждого гражданина есть обязанности и ответственность. Если откатить на 10-15 лет назад, то был такой плач Ярославны от предпринимателей, которые кричали, что «Я — малый бизнес, помогите!». Уже забыли, что предпринимательство — это деятельность на свой страх и риск, и никто не обязан тебе помогать. Вал был таких заявлений. Сейчас то же самое относительно граждан. Мне повезло, у меня бабушка с дедушкой и родители приучили меня к труду. Надо за калитку свою выйти и вокруг своего участка убраться. Никогда не было вопроса — надо это или не надо, это часть культуры. У нас столько экспертов этих диванных, фейсбучных, которые говорят, что вот у меня засран подъезд, кто-то виноват. Надо не забывать про ответственность и обязанность. Они, может быть, не де-юре, но де-факто.
О молодежных движениях
Я за все эти движения. Юнармия, пионеры, школьники и так далее. Но это не моя модель. Мы привлекали к сотрудничеству всех: ни молодежный парламент не нашли, ни молодежную общественную палату. Я считаю, что если и возникает какое-то молодежное патриотическое движение, оно должно возникать снизу. У нас таких организаций, которые мы поддерживаем, очень много. У нас есть такие классные патриотические клубы, которые понятия не имеют про юнармию, но генерят такую повестку! Они находят средства, люди видят, что они делают и помогают.
О работе общественной палаты Кировской области
Один из главных критериев оценки работы палаты — это количество обращений. В Кировской области их было 108 за 2016 год. Это мало. Я предполагаю, что это означает, что в регионе те, к кому обращаются люди, так или иначе работают. У нас было несколько сюжетов с [секретарем кировской общественной палаты] Андреем Усенко, он подключался, отрабатывал, помогал. С Романом Титовым, руководителем регионального исполкома ОНФ, тоже работали. У нас были истории с Никитой Белых. Может быть, я сейчас что-то непопулярное скажу, но я хочу быть честен. У меня нет вопросов и претензий к Никите. Когда я его просил, он подключался, помогал и отрабатывал. Я предполагаю, что при наличии одних и тех же среднестатистических проблем, в целом институты общественного контроля, исполнительные и законодательные органы власти работают. Как минимум, в профиль к людям, а не задницей.