С момента задержания и ареста экс-губернатора Кировской области Никиты Белых прошло полгода. Его сменщик — Игорь Васильев — совершенно иной по управленческому подходу и риторике руководитель. «7x7» спросил общественников, политиков и чиновников, что изменилось в регионе с общественной, политической и экономической точки зрения с вынужденным уходом прежнего губернатора и приходом нового.  


 

 

Олег Ткачёв, член ОНК:

— Изменения есть. Стало все намного жестче, строже. Я бы не стал связывать это только с арестом Белых: в принципе ситуация в стране становится более нервозная, напряженная. Скорее, арест Белых — это следствие более напряженной обстановки в стране. Во всех новостях обостряется борьба непонятно кого непонятно с кем. Люди, приверженные либеральным ценностям, оказываются в подавляющем меньшинстве, высказывать свои мысли о дальнейшем развитии страны становится сложнее, ужесточаются наказания за любую ерунду, реальную или вымышленную. Нынешний губернатор выглядит более жестким, чем предыдущий. Удивительные кадровые решения в том смысле, что «убрать всех». Говорить о новой команде, есть ли у них какие-то результаты, еще рано. Но стоит отметить, что по сравнению с предыдущими губернаторами Белых был не самым худшим губернатором. По моему оценочному суждению, он был лучшим из тех, кто был до него. Предыдущие губернаторы не слушали и не хотели слышать представителей общественности, у них не было процедур для общения с инициативной общественностью. При Белых появились именно системные процедуры общения, выяснения мнения людей. Кому-то они нравились, кому-то нет, кто-то считал их полумерами, но они были. Именно при Белых собралась общественная палата, экспериментировали с разными форматами взаимодействия госорганов и общественности. Насколько это удалось, это другой вопрос. Как выстроятся отношения нового губернатора с представителями гражданского общества, сложно сказать. Не заметил очень сильного стремления привлекать лидеров общественного мнения, людей, живущих здесь. На фотографиях и в пресс-релизах давно известные люди, владеющие ресурсами десятки лет в Кировской области.  

Евгений Кокоулин, правозащитник:

— Самое главное, что ушли люди, которые не справлялись со своими обязанностями. Это абсолютно точно. Люди, которые пришли, пока себя не проявили. Можно отметить визуальные детали — чем отличается команда Васильева от команды Белых. Это люди достаточно молодые, энергичные, они здороваются со своими коллегами, работниками областной администрации, здороваются просто с людьми. Может быть, это общий стиль, может быть, это в целом изменение ситуации в России по отношению к общественности, к друг другу. Вопрос остается открытым. Конечно, хотелось бы более серьезных перемен, действий, не просто деклараций, но мы понимаем, что все они будут связаны с избранием Васильева. Но и Белых изначально был назначен и поначалу демонстрировал новый стиль. Да, Игорь Владимирович Васильев тоже демонстрирует новый стиль, но не хватает понимания того, что они будут делать. У него подчеркнуто государственная позиция, но достаточно открытая, по крайней мере, внешне. Мы понимаем, что в какой-то момент может появиться предел этой открытости. Позиция у него достаточно доброжелательная, нет того, что мы богом проклятый регион, есть демонстрация уважения к жителям. Не могу ответить за всех жителей, но могу предположить, что есть огромное количество недовольных людей, которые не связывают свое недовольство ни с Белых, ни с Васильевым. Они связывают его с федеральной политикой. Они говорят четко, ясно и прямо, что политика, которая ведется последние 25 лет, — это ошибочная политика. Они хотят, чтобы у них была работа, достойная зарплата, они хотят, чтобы к ним относились с уважением. И в этом плане, какой будет политика Васильева, вопрос остается открытым.


Николай Голиков, главный редактор журнала «Товар-деньги-товар»:



— По первому впечатлению, у нас в область пришли люди, которые понимают, что они делают. В отличие от команды Никиты Юрьевича, про которую я регулярно писал, что они не профессионалы своего дела, что сейчас подтверждает и новый глава региона. Пока говорить, насколько все изменилось, очень сложно, потому что времени достаточно еще не прошло. Сейчас все-таки идет изучение того, что происходит. То есть было у людей [команды Васильева] какое-то общее видение, сейчас они столкнулись с реальной картиной, которая, как мне кажется, оказалась сложнее, чем они предполагали. Есть надежда, что если мы встретимся через год, мы будем говорить о чем-то позитивном.


Виталий Брамм, гражданский активист:



— Абсолютно ничего не изменилось, измениться что-то за полгода ничего не может в принципе. Я вижу, что новая региональная власть еще не уселась на свои места, только идет процесс формирования команды. Сначала были поставлены высшие должностные лица, сейчас формируется какое-то среднее звено.

Багир Шарифов, предприниматель и общественник:



— Очевидно, что были приняты кадровые решения [за эти полгода], и только время даст понять, насколько они будут результативны. Из экономики... ну давайте говорить о каких-то простых вещах. Картошка подорожала, кредиты подорожали, транспорт. Виноват в этом Никита Белых? Думаю, нет. Еще скажу одну очень непопулярную вещь. Я не был среди тех, кто стоял с плакатами «Верните нам Белых», и вообще спокойно отношусь к этим событиям, но должен сказать, что движение «Делай дороги», начавшееся с надписи на лобовом стекле автомобиля, набрало свои обороты в том числе и благодаря Никите Юрьевичу. Была помощь в одобрении. Это был первый шаг. Не помогали, но и не мешали, дали возможность. Второй шаг был уже с новым губернатором. Он вступил в рабочую группу по ремонту дорог. Может быть, это все формальность, но это дает статус. Сейчас мы на пороге третьего шага: все систематизируется, архивируется и, может быть, дальше куда-то выйдет.

Марина Копырина, член общественной палаты, юрист:

— Все стало гораздо жестче в плане контроля за теми работами, которые ведутся в Кировской области. Я, например, вхожу в рабочую группу по переселению из аварийного жилья. У прежнего министра был помягче подход, с новым министром все очень жестко, вплоть до того, что если нет денег, то сам бери лопату, надевай каску и иди доделывай. Период прошел еще небольшой, поэтому говорить о каких-то результатах еще рано. Единственное, что понятно, — это то, что все правительство поменялось, министры, заместители. Вот я вижу, что за медицину взялись, сменились главврачи в больницах. Но понятно, что единым росчерком пера этого не сделать, нужно время.

Владимир Моторин, экс-председатель Избирательной комиссии Кировской области:



— У всех на слуху кадровые изменения. Пока говорить о каких-то результатах сложно, но реализация бюджета будущего года позволит говорить об изменениях в экономике и во внешнеполитической жизни области. Игорь Владимирович Васильев пока временно исполняющий обязанности, я так полагаю, он справляется, но задачи у него стоят непростые, конечно. Одна из задач — это избраться губернатором Кировской области и тогда решать все насущные проблемы. Разница в подходах в управлении … Вчера [при Никите Белых] подход был достаточно либеральным. Плюс это или минус, трудно сказать, можно будет оценить это позднее. Но сегодняшний подход мне кажется более правильным. Серьезных изменений в жизни области я пока не заметил. Мне кажется, что арест Никиты Белых был актуален три-четыре месяца назад, сейчас все об этом уже забыли и не вспоминают, потому что каждого человека интересует жизнь сегодня и завтра. Думаю, что люди смотрят с ожиданием на перемены к лучшему в связи со сменой руководства.
 

Андрей Усенко, секретарь Общественной палаты Кировской области:



— Мне кажется, что в политической ситуации изменилось все. У нас новый состав правительства, совершенно новые люди, которые по-новому смотрят на то, как регион будет жить, как он будет управляться. Я не беру сейчас партийный план. В административном плане продемонстрированы новые подходы и к принятию решений, и к их реализации. Если вы спросите о моей оценке этих изменений, то я не смогу ее дать, потому что оценка дается по результатам. Нет результатов — нет оценки. И это та сфера, где результаты так быстро не появляются. Мы можем судить по отдельным моментам, например, по ситуации с региональными финансами. Виден такой подход, что адекватная и объективная оценка положения приводит к необходимости достаточно жестких мер. Что касается общественных процессов, то это вещь достаточно инерционная. В обществе редко происходят радикальные и кардинальные перемены. Я не вижу на данный момент каких-то серьезных изменений в общественном пространстве. Губернатор достаточно четко сформулировал свою позицию, что мнение общества нужно не только слышать, но и учитывать при принятии решений. Мы со стороны общественной палаты на это и рассчитываем.

Евгений Михеев, и.о. министра промышленности и энергетики Кировской области:



— Мы стали более реалистично смотреть на ситуацию, которая есть, углубившись в экономику и финансы. Это позволяет посмотреть на ситуацию по-другому, более критично. Надо экономить, надо начинать и с себя в том числе, с расходов, которые есть в профильных министерствах. Надо, чтобы люди понимали, что жить в радужных очках — сейчас уже нет такой ситуации. Она общая по стране и особенно у нас в Кировской области. Ситуация не смертельная, но она заставляет нас по-другому на все взглянуть, и каждому в своем ведомстве надо все переоценить и жить дальше. Я считаю, что более требовательно, достаточно критично и реально [подходит Васильев к управлению регионом]. Конечно, это все отличается и, думаю, отличается в правильную сторону.

Владимир Костин, депутат Заксобрания Кировской области:

— Я думаю, для начала нужно посмотреть на бюджет. Мы получили дефицит без малого 10 миллиардов. Это та дыра, которая была обеспечена отсутствием преемственности. Предыдущая команда, может быть, держала в голове какой-то механизм по реструктуризации долга, по факту мы получили потерянные договоренности, и достичь этого не удалось. Кроме прочего, обновилась полностью команда в правительстве. Как это аукнется на жизни в Кировской области, говорить пока преждевременно, потому что прошло полгода, мы не можем сказать, что будут положительные или отрицательные изменения. Хотя бы потому, что все министры ходят с приставкой и.о. и, возможно, даже с каким-то чемоданным настроением. С жителями области есть некоторые проблемы. Заксобрание часть депутатов лишает многих льгот, мы [ЛДПР] категорически выступаем против этого, но решения принимаются большинством Заксобрания. Уже первые ласточки полетели, что 2017 год будет непростым. Уверен, что это только верхняя часть айсберга, потому что на многие цели в бюджете деньги не заложены или заложены не в полном объеме.

Никита Юрьевич всегда позиционировал себя либералом. Собственно говоря, и до последнего соответствовал этому образу. Игорь Владимирович по стилю управления, очевидно, другой человек, привык к дисциплине. Это то, что мы видим сейчас на поверхности. При этом что импонирует во временно исполняющем обязанности губернатора — это то, что он правильно обозначает направления развития области. Ключевым опасением мы видим невозможность реализации тех задумок, которые существуют. В частности, по причине отсутствия команды, которая имела бы опыт работы в нашем регионе. Опасения такие есть, дай бог, чтобы они остались только опасениями.

Игорь Васильев, временно исполняющий обязанности губернатора Кировской области:



— Зима наступила. 
 



«7x7» также публикует полную видеоверсию ответов опрошенных политиков и общественников.


Видео Никиты Пивоварова