Эксперт проекта «Открытая полиция» Александр Передрук рассказал «7x7», что делать, если вам угрожает опасность, а полиция отказывается ехать на вызов. Подобный случай произошел 17 ноября в Орле, где дежурная отказала в помощи позвонившей Яне Савчук, позже избитая сожителем Савчук умерла в больнице.

Что делать обычному человеку, если полиция отказывается приезжать к нему по его вызову?

— В первую очередь надо звонить на номер «112», там все разговоры записываются. Потом в результате служебной проверки отдел собственной безопасности МВД или прокуратура смогут отследить и проверить факт вызова полиции и отказ выезжать по нему. В целом всегда надо действовать по ситуации, но самый действенный механизм, если полиция не приезжает ни под каким предлогом, а помощь вам необходима, — это звонить в прокуратуру по телефону дежурной службы. Если есть такая возможность. Такой телефон есть на сайте прокуратуры, можно заранее его записать в справочник, обычно прокуратура быстро и оперативно реагирует на подобные запросы. Конечно же, реакция потребует некоторого времени. Оперативного, моментального механизма принуждения полиции выполнять свои функции, увы, нет. Вопрос еще состоит в ценностях самой системы, которая в одном случае может незамедлительно выехать на митинг несогласных, и в другом бездействовать, когда людям реально нужна помощь. Если вопрос в ценностях, то и звонок в прокуратуру ничего не изменит.

Стоит ли пытаться добиваться справедливости, чтобы привлечь к ответственности сотрудника полиции, проигнорировавшего вызов? Возможно ли это?

— В зависимости от последствий отказа сотрудника полиции его возможно привлечь к какой-либо ответственности, — начиная с выговора и лишения премии и заканчивая уголовной ответственностью, если халатность полицейского повлекла причинение тяжкого вреда или смерть. Более того, на халатность сотрудников органов жаловаться надо. Если они будут осознавать свою ответственность за бездействие, что они, например, могут лишиться работы, — это заставит их лучше выполнять свои обязанности. Вероятность того, что без жалоб случится внутренняя проверка и выявит недочеты, крайне мала.

Как, по вашему мнению, получилось, что сотрудница орловской полиции, бывшая на хорошем счету, допустила оплошность и произошло убийство? Разве дежурных поощряют за отклоненные «фальшивые» вызовы?

— Нет, не думаю, что сотрудница получала поощрения за это. Тут, скорее всего, речь идет о том, как формируются показатели эффективности сотрудников. Показатели у нас зачастую, как говорится, «палочные». Из-за чего сотрудники полиции могут отказаться выехать? Не из-за того, что не хотят, а просто могут быть перегружены работой и пытаться таким образом оптимизировать рабочий процесс. Но иногда и с ленью, конечно: например, в случае бытового насилия они полагают, что супруги помирятся, а в результате происходят трагичные истории. Я вполне допускаю, что эта сотрудница полностью соответствовала показателям, которые сейчас установлены у орловских полицейских. Тут вопрос в том, насколько эти показатели реально отображают положение дел, а не являются маскировочными.

Откуда мы можем узнавать о случаях подобных орловской трагедии? Пресс-служба МВД всегда на них реагирует или мы замечаем только вершину айсберга?

— Подобного рода истории вряд ли будет афишировать пресс-служба, так как это может повредить их имиджу, скорее такие случаи становятся достоянием публичности через адвокатов потерпевшей стороны или СМИ. Мы можем знать только о части подобных ситуаций.

Как относятся к подобным случаям в мировой практике? Правда ли, что полицейские, допустим, в США приезжают на вызов после одного намека на сигнал бедствия?

— В США, безусловно, полиция выезжает на любые вызовы, но я бы привел пример «поближе» к нам. ЕСПЧ [Европейский суд по правам человека] рассматривает большое количество жалоб на бездействие правоохранителей — это нарушение права человека на жизнь.

* * *

Портал «Открытая полиция» — онлайн-проект по мониторингу деятельности полиции, организации сбора идей от граждан и по определению наиболее критичных проблем в деятельности полиции.

В Орле обвинение Андрею Бачкову собираются переквалифицировать на «умышленное убийство», об этом сообщил портал «ОрелГрад» со ссылкой на следователя Александра Коргина. 36-летний орловец Андрей Бачков, по версии следствия, избил свою бывшую сожительницу Яну Савчук, от чего та скончалась в больнице. Савчук дважды звонила в полицию, по первому ее вызову приехал наряд, потерпевшая написала заявление, что Бачков угрожал ее убить, и, как заявили позже в МВД, сказала, что конфликт урегулирован. Но чуть позже Яна позвонила в дежурную часть снова и сообщила об угрозах. Сотрудница полиции Наталья Башкатова отказалась направить по вызову сотрудников. На диктофонной записи телефона потерпевшей осталась фраза участковой: «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем. Не переживайте». Башкатову уволили, возбуждено дело о халатности.