На митинг против слияния республиканских министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта в селе Усть-Усе 20 ноября пришли 52 человека. Люди собрались на высоком берегу реки на слиянии рек Печоры и Усы. День выдался не морозный, но очень ветреный — скорость ветра достигала 18 м/с и было решено сократить митинг с 45 минут до получаса. Кроме жителей села на митинг пришел представитель администрации Усинска. За порядком следили четверо полицейских, из которых только один был из Усть-Усы, остальные приехали с чиновниками.
Эффектным стало появление председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Лали Бочоришвили: она приехала в село на лексусе. Участники митинга рассказали, что и полицейские, и представитель администрации на протяжении всего мероприятия вели себя довольно нетактично: громко делали замечания участникам и пытались перехватить инициативу.
Лали Бочоришвили первой заявила, что митинг пора бы начать. Следом выступал уже местный житель Николай Федоров, рассказавший об экологическом вреде, который наносят добывающие компании. Затем один из организаторов митинга — Екатерина Дьячкова — предоставила слово активисту Комитета спасения Печоры (КСП) Ивану Иванову, специально приехавшему из Нижнего Одеса. Общественник поздравил усть-усинцев с тем, что запланированная акция все-таки состоялась, и процитировал статьи 2 и 31 Конституции, где говорится о правах и свободах граждан, в том числе — о праве свободно собираться и высказывать свое мнение:
— Речь идет об основах конституционного строя, — напомнил Иванов, — и вам удалось объяснить это администрации Усинска.
В выступлении Иван повторил то, что говорил ранее на митинге в Ижме 14 ноября: нельзя объединять антагонистические ведомства под одним руководством, потому что в этом случае неизбежно возникает конфликт интересов, и в регионе, где ведется активная добыча полезных ископаемых, решаться этот конфликт будет в пользу промышленников.
Следующим к усть-усинцам вышел еще один активист КСП — Валерий Братенков. Основной темой его выступления был протест против бурения скважины № 1 на Южно-Ипатской площади в 10 километрах от деревни Новикбож. Он также рассказал о разливе нефти на Возейском месторождении в сентябре 2016 года. Местные жители обвинили в аварии «Лукойл-Коми», но представители компании отрицали вину, утверждая, что нефть текла не со стороны разрабатываемого ими участка.
Выступление Братенкова было прервано Бочоришвили, перекрикивающей ораторов. Чиновница заявила, что этот вопрос якобы не соответствует повестке. Когда Иван Иванов поинтересовался, на каком основании она прерывает выступающих, Бочоришвили объяснила — она переживает, что другим ораторам и желающим задать вопросы может не хватить времени.
На протяжении всей акции представитель администрации вмешивалась в происходящее, перебивая выступавших. Один из полицейских, стоя в толпе митингующих, постоянно делал людям замечания. Участники отметили, что он при этом не представлялся, что является нарушением закона «О полиции». Митингующие, в свою очередь, просили не перекрикивать ораторов и не загораживать плакаты.
Последней выступавшей стала Екатерина Дьячкова. Она вернулась к вопросу, поднятому Валерием Братенковым. По ее мнению, если не протестовать, то нефтеразливы будут происходить все ближе к населенным пунктам.
В конце акции была зачитана резолюция. Она поддерживала резолюцию митинга в Ижме, но был внесен пункт о недопустимости бурения скважины рядом с Новикбожем. После того, как ее единогласно приняли, организаторы поблагодарили всех пришедших и попросили односельчан быстрее расходиться по домам, чтобы не заболеть.
Акция состоялась вопреки не только резко ухудшившейся погоде, но и попыткам противодействия со стороны администрации Усинска. Чиновники почему-то предполагали, что митинговать можно только в специально отведенных местах. Места эти находятся в Усинске, за 80 километров от Усть-Усы. После того, как о создавшемся затруднении написали в СМИ, а общественники подали в прокуратуру Усинска заявление о противодействии митингу, разрешение на акцию было получено. По мнению Ивана Иванова, противодействовать собраниям на берегу реки нелепо:
— Интересно, если бы люди решили в тайге собраться, они бы тоже запрещали?
* * *
Против слияния министерства промышленности, энергетики и транспорта с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды выступили экологические общественные организации «Комитет спасения Печоры» и «Экологи Коми», а также активисты движения «Изьватас». 21 октября они написали обращение с требованием отменить это решение. Письма с обращением были отправлены президенту России Владимиру Путину, министру природных ресурсов России Сергею Донскому, главе Коми Сергею Гапликову и в Госсовет Коми. Ответы на обращение от главы Минпрома Коми Николая Герасимова, которому перенаправили запрос от главы Коми и администрации президента России, оказались фактически идентичными, в обоих случаях заявляется, что вреда от слияния министерств не будет.
Решение о слиянии принял Сергей Гапликов, 17 октября он подписал соответствующий указ. Одиночные пикеты против объединения Минпрома и Минприроды начались с акции руководителя «Экологов Коми» Нины Ананиной 22 октября возле здания администрации главы Коми. Во время акции общественницу задержали. Региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга» тоже написал обращение к главе Коми, где говорилось, что при принятии решения не были учтены отрицательные факторы. 26 октября в трех районах республики прошла серия одиночных пикетов против слияния министерств и в поддержку акции Нины Ананиной. 27 октября на одиночные пикеты вышли жители Сосногорска. Глава Минпрома Коми Николай Герасимов сказал, что объединение министерств не нанесет урон экологии. Общественники создали петицию с требованием вернуть республике министерство природы на сайте change.org. Ее уже подписали более пятидесяти тысяч человек. Митинг против слияния министерств состоялся 14 ноября в Ижме. Также прошла встреча общественников с членами правительства республики.