Новый большой микрорайон в поселке Семчино в Рязани начал строиться лет пять назад. Тогда в дома в чистом поле заселились самые смелые. По мере возникновения новых домов квартиры в жилых комплексах «Ломоносов», «Видный» и «Юный» начали приобретать популярность: их позиционировали как «жилье для молодых семей», обещая возвести в самом ближайшем времени три детских сада и большое здание средней школы. Однако многоквартирные высотки продолжают строиться (сейчас, по примерным подсчетам, в микрорайоне более шести тысяч квартир), дети появляются на свет, а детские сады как были, так и остались лишь на картинках красочных рекламных проспектов. Корреспондент «7x7» побывала в новых ЖК.

 

«Мы не печеньку выпрашиваем»

Первое впечатление от нового микрорайона: нарядно, удобно, безопасно, только несколько неуютно из-за отсутствия растительности, чахлые саженцы еще не успели стать полноценными деревьями. Если дойти до самого конца нового квартала, можно увидеть заросшие сорняком поля, кучи строительного мусора, припорошенные снегом, и массивную конусовидную трубу Дягилевской ТЭЦ.

 

 

По другую сторону проезжей части на улице Семчинской расположен частный сектор. Но все это — за пределами новостроек. Вне дворовых территорий оказались и мусорные контейнеры, которые к 11 часам утра так и не были вывезены. Дворник изо всех сил старался сделать так, чтобы пакеты, мешки и коробки с мусором не растащили повсюду местные бродячие собаки, новоселы с трудом могли пробраться к контейнерам. Правда, по словам самих жильцов, «мусорку» вывозят достаточно часто.

 

 
 
 

 

Женщины с колясками начали подходить задолго до оговоренного времени и приступили к обсуждению первоочередных проблем: одна не смогла достояться в огромной очереди на прием к педиатру, другая записала ребенка в детский сад, что за пять остановок от дома, третья еле разбудила сына, потому что он плохо спал из-за перемены погоды. Нормальные «мамские» разговоры, благо, общаться есть с кем: женщины выходят на прогулку большими компаниями — квартиры в новостройках приобретали в большинстве своем молодые семьи.

 

 
 
 

 

— Сначала подумали: на отшибе, так далеко от центра, но на семейном совете решили, что микрорайон со временем будет удобным, с детскими садами и школой. А чего еще для молодых родителей нужно? До работы уж сами как-нибудь доберемся, главное — детей устроить, — несмело начали мамы, дополняя друг друга. — Пойдемте во двор, там ветра нет, как раз и покажем, где наш детский сад должны были построить.

 

 
 
 

 

Женщины входят в калитку, в которую могут войти лишь обладатели магнитных ключей. По дороге продолжают разговаривать о своем, повседневном. Шутят, что придется «выписывать из деревень своих глухих бабушек, чтоб детей грамоте обучали, как в старину».

— Здесь на самом деле очень много молодых семей, что мы будем делать без детских садов, как выходить на работу? Сейчас малыши еще в колясках, но время пролетает очень быстро, а про строительство дошкольных и школьных учреждений даже не слышно. Наоборот, говорят, что денег нет. То есть нам даже надеяться не на что? А как же все обещания? — удивляется Марина, покачивая коляску.

— Некоторые мамы смогли устроить детей в детские сады в Канищеве, но всем детям попасть туда просто невозможно. Да и проблем очень много: как возить малышей в битком набитых маршрутках? Даже если у кого есть машины… Муж около 7 утра из дома выезжает, ему что, поставить ребенка у ворот детского сада и сказать: «Ты подожди тут воспитателей, сынок, а мне на работу пора»? — невесело усмехается Светлана. — Да и далеко не у всех есть автомобили, заработанные деньги уходят на оплату ипотеки.

— А детей тут полным-полно. Участковая педиатр недавно посмеялась: «У вас младенцев рождается по пять человек в неделю в каждом подъезде, всех запомнить не успеваю», — говорит Любовь. — А у кого пока нет детей, уже планируют. Людей в возрасте тут не слишком много, но все равно, они же оставят свои квартиры по наследству детям. И как быть? Говорят, можно устроить ребенка в детские сады и школу в микрорайоне Недостоево, но на общественном транспорте добираться туда очень неудобно и долго, про машины уже вам сказали. Даже если смириться с тем, что мы не выйдем на работу после окончания декретного отпуска, будем развивать малышей сами, то дальше-то как? Мы вот тут смеяться пытаемся, а ведь нам совсем не смешно.

А мамы все подходят и подходят. «Что же нам делать?», «Куда жаловаться?», «С кого требовать, ведь всем на нас наплевать!» — спрашивают по отдельности и все вместе.

— Наши соседи вернулись к родителям в район, потому что там есть детский сад. Живут в деревне, продолжают платить за эту квартиру, это разве нормально? — извиняясь за опоздание, вступает в разговор еще одна мама.

— А я вожу ребенка за 20 километров, если по окружной, в детский сад в Дашково-Песочне, — сообщает Ирина, чем вызывает оглушительный хохот после секундного затишья. — Это ж другой конец города! Но мы там жили, из детского сада переводиться не стали — некуда.

— Я мужа по две недели не вижу, потому что он в Москве работает, чтоб расплатиться за квартиру. И двое детей папу не видят, скоро отвыкнут, будут шарахаться, как от чужого дяди. Вот такая расплата за новую квартиру: мужа и отца нет, денег нет, детских садов и школ нет, уже и здоровья нет, потому что постоянно на нервах. Вот вам и «молодая семья»! — подытоживает еще одна женщина.

Постепенно страсти накаляются, эмоции зашкаливают. Кто-то говорит, что новоселы ничего не должны просить, ведь они заплатили свои деньги не только за голые стены внутри квартиры, но и за инфраструктуру. Поэтому они должны требовать выполнения обязательств, данных застройщиками.

— Глупость какая-то получается. Вот вы придете в магазин, заплатите полную стоимость пары башмаков, а вам продавец вдруг говорит: «Второй ботинок затерялся, забирайте один, который пока дают». Что вы будете делать? Вызовете полицию, а то и неотложку, потому что это попахивает надувательством, а то и явным сумасшествием. Так почему же к нам относятся так, словно мы выпрашиваем какую-то дополнительную бесплатную печеньку? Мы пока живем не в частных барских угодьях, а в государстве, так что государство в лице местной власти обязано выполнить все обещания, которые раздавало пачками, — слышится в самый разгар стихийного собрания.

 

 

К слову сказать, встреча проходила совсем недалеко от пресловутого забора темно-синего цвета, за которым уже должен был строиться второй по счету детский сад. Даже в то время, когда все новоселы поняли, что в ближайшем будущем садика не видать, риелторы продолжали убеждать потенциальных покупателей: «Смотрите, смотрите, уже и коммуникации подведены, со дня на день строить начнут, прямо в вашем дворе детский садик будет, так что берите квартиру, не пожалеете». Что там с коммуникациями, может понять не каждый. Но детские и спортивные площадки не вызывают ни единого нарекания, парковочные места аккуратно разграничены, саженцы непонятных деревьев и елочек высажены — ну не может застройщик, у которого все так культурно и здорово, подвести! Так думает покупатель и приобретает квартиру в новостройке.

 

Крайняя мера

— Наши дома строили две очень надежные строительные компании — «Северная» и «Единство», не было причин не доверять им. Однако, когда подошла очередь строительства первого детского сада, представитель застройщика объявил нам, что компания предоставила участок для возведения объекта, но городская администрация не выделила на это средств. Дальше — больше: мы начали задавать вопросы, писать во все инстанции, но от нас отмахиваются, нашу проблему даже не считают серьезной. Денег, мол, нет, но вы держитесь, — говорит очередная мама, подошедшая позже всех. — Кстати, я видела новый рекламный ролик квартир в ЖК «Юный», там уже все по-честному: нет ни слова ни о школе, ни о детском садике.

Родители написали коллективное обращение в правительство Рязанской области о своей проблеме, на что получили предельно ясный ответ за подписью начальника управления капитального строительства Елены Будановой: «Строительство школы на 1 100 мест в микрорайоне 9, 10 Канищево запланировано в рамках государственной программы Рязанской области „Развитие образования на 2014–2025 годы“. Вместе с тем в условиях крайне сложной экономической ситуации, строительство школы в ближайшее время не представляется возможным».

Мало того, на месте обещанной школы уже запланировано строительство многоуровневой парковки.

 
 
 

Отчаявшись, молодые мамы решились на шаг, который в последнее время стало принято делать в крайних случаях: отправили официальное обращение в администрацию президента с просьбой взять строительство детских учебных заведений под личный контроль, а также составили петицию на имя президента РФ Владимира Путина с той же просьбой. В настоящее время петиция собрала более 600 подписей. В петиции есть такие слова: «Если считать по минимуму, то в каждой семье по одному ребенку, но это редкость, обычно по два-три ребенка, а у нас много таких, где деток больше трех. Получается, что жители более 6 000 квартир (без учета частного сектора) имеют одну общую проблему — отсутствие доступных школ и детских садов. Все дети из этих семей каждый день добираются в свои садики и школы срывая себе нервную систему в переполненном общественном транспорте, а потом садятся за парты и «грызут гранит науки». В скором времени сдают еще один дом на 750 квартир. Представьте себе, что происходит с нашими детьми!».

Несмотря на все вышеперечисленные шаги, на днях стало известно: в ближайшем будущем ожидать строительства долгожданного детского сада или школы не стоит, потому что эти объекты даже не внесены в проект бюджета Рязани на 2017 год.