Жители деревни Суна в Кондопожском районе Карелии уже полгода живут в лесу в палатках, охраняя бор от техники и разработчиков песчаного карьера. Корреспондент «7x7» уже не раз бывал в гостях у прозванных общественностью «сунских партизан». В этот раз мы запаслись небольшим набором продуктов (консервами, пряниками, сухарями) и отправились туда, где обычные пенсионеры уже полгода держат оборону, отстаивая родной клочок земли.

Летом намерения пожилых жителей Суны казались не столь серьезными, как сейчас. Тогда защитники бора собирали ягоды и грибы, спали в старой брезентовой палатке, а единственными раздражителями, кроме лесорубов, считали надоедливых комаров и мошек. Но все оказалось серьезно. Мы сами убедились, что за месяцы круглосуточных дежурств активисты не утратили сил и намерения стоять, что называется, до последнего, лишь бы сохранить лес. И не зря.

С наступлением холодов в бор вернулась лесозаготовительная техника. Форвардеры завели моторы и стали рубить деревья.

 

Татьяна Ромахина

 

— У нас заболел один старичок. Должен был выйти на смену и заболел. Получилось, что не было здесь никого один день. На следующий день Петровна [Нина Шалаева] пошла дежурить утром, а они с вечера в ночь начали тут. Она к 9 утра пришла, а тут уже лес валится. И она встала под технику в очередной раз, —  рассказала корреспонденту «7x7» защитница бора Татьяна Ромахина.

Местные жители вновь забили тревогу. На призыв о помощи откликнулись активисты из Мурманска: они прислали в сунский лагерь зимнюю палатку, чтобы защитники могли продолжать круглосуточные дежурства и в холода. У Cунского бора появилась группа в соцсети, а лагерь стали навещать не только журналисты, но и волонтеры. В день нашего приезда дежурить местным жителям помогали трое парней. Они взяли на себя тяжелый труд по обустройству быта: соорудили буржуйку внутри палатки, утеплили стены пенопластом, запаслись дровами. В бор помощники приезжают каждые выходные, чтобы хоть как-то помочь местным «партизанам» в их непростой миссии.

 

 

 
 
 

 

— Это один из ярких примеров, когда бизнес нарушает права людей, когда он губит природу в погоне за деньгами. Я, как обычный человек, которому это небезразлично, считаю, что нужно действовать, нужно, чтобы обычные люди противопоставляли себя беззаконию, чтобы не сидели дома сложа руки, не попустительствовали этому. Пока проблема не решена, я считаю, что я должен этим заниматься, должен помогать местным жителям, — рассказал один из волонтеров Сергей Раецкий.

О том, сколько продлится оборона Cунского бора, пока не знает никто, да и не загадывает на будущее. После многочисленных круглых столов и переговоров директор компании-недропользователя «Сатурн Нордстрой» Игорь Федотов заявил, что вновь увозит всю технику из леса. Но и после таких жестов «сунские партизаны» снимать лагерь не собираются. Они по-прежнему ждут помощи от неравнодушных людей. Недавно в лагере побывала проверка, и по факту незаконной рубки деревьев возбудили уголовное дело, а также изъяли пилу. Поэтому сейчас объявлен сбор средств на покупку дров.

Но еще больше будут рады появлению новых волонтеров, готовых вписать свое имя в историю защиты Cунского бора, где живут краснокнижный лишайник лобария легочная и очень активные люди, защищающие эту лобарию.

P.S. Чтобы понять все очарование Cунского бора, а также прочувствовать хоть немного атмосферу жизни в лагере «партизан», мы подготовили небольшое видео. Его можно просто слушать. Если закрыть на четыре минуты глаза и включить этот ролик, то можно представить, что находишься там, в бору, и понять, почему люди так дорожат этим местом.

 

 

Жители Кондопожского района уже несколько лет отстаивают Сунский бор, который был отдан компании «Сатурн Нордстрой» под разработку песчаного карьера. Этот лес — единственное место для деревенских жителей, где они традиционно заготавливают грибы, ягоды и лекарственные травы.

В 2015 году в лесу были обнаружены краснокнижные растения —лишайник лобария легочная и мох неккера перистая. Тогда планируемые работы по разработке карьера отложили. Но после того, как Росприроднадзор России разрешил предпринимателям переместить краснокнижную лобарию за пределы предполагаемого карьера, работы по вырубке леса начались. Летом 2016 года жители деревни Суна разбили лагерь в лесу, чтобы предотвратить уничтожение леса.