В конце сентября глава Марий Эл Леонид Маркелов сообщил в телеинтервью, что избранный всего полгода назад мэром Волжска Сергей Процко намерен уйти в отставку. Ситуацию с управлением вторым по величине городом республики власти признают непростой, указывая на кадровый голод. Корреспондент «7x7» Дмитрий Любимов съездил в Волжск и побеседовал с вероятно главными конкурентами на будущих выборах главы городской администрации и представителями оппозиции.

 

Город с бараками и без кинотеатра

Прогулка по Волжску не приносит таких отрицательных эмоций, к которым готовишься, вспоминая приходящие из города новости. Например, местный автовокзал, с которого начинается знакомство с городом, — здание, не уступающее по размерам вокзалу Йошкар-Олы, можно лишь номинально считать исполняющим свою функцию. Помещения в нем арендуют торговые точки и разные коммерческие конторы. Небольшая комната с кассами в левом крыле — все, что осталось от собственно автовокзала.

Примыкающий к зданию городской администрации парк окружен разваливающимся забором. Деревянных двухэтажных бараков также достаточно в центральной части города. Рядом с ними — многоэтажки. При ближайшем рассмотрении они оказываются не кирпичными, а панельными — с модным декором под кирпич.

Подступы к единственному местному кинотеатру «Родина» скрывает профилированный забор. Очевидно, идет реконструкция, о которой упомянет позже в нашем разговоре исполняющий обязанности мэра Волжска Андрей Коломиец.

 

 

 
 
 

 

 

 
 
 

 

И.о. мэра Волжска Андрей Коломиец: У меня нет амбиций

Исполняющего обязанности мэра Волжска Андрея Коломийца в назначенное накануне время встречи в городской администрации не оказалось.

— Срочно вышел, будет к двенадцати, — сообщила женщина, записывающая всех посетителей.

Коломиец пришел минут через сорок. Объяснил:

— Срочно нужно было выехать на объект, вызвали.

 

 

 
 
 

 

Рассказал, что в Волжске живет с 1973 года. В горадминистрации он работает восемь лет, до этого был сотрудником правоохранительных органов. В мэрии отвечал за чрезвычайные ситуации и гражданскую оборону.

— Какой у Волжска бюджет?

— Миллиард. Понятно, что бюджет не соответствует требованиям.

— А какой должен быть?

— Сложно сказать однозначно. Скажу так: Йошкар-Ола — самодостаточный город, а Волжск — нет.

— Как же местная промышленность? Налогов с ее доходов не хватает?

— Основной поставщик налогов — Марбумкомбинат [Марийский целлюлозно-бумажный комбинат]. Он работает. А остальные предприятия сейчас переживают сложные времена. Та же «Ариада» [производитель промышленного оборудования]. Ни для кого не секрет, идет процесс становления в новой формации. На предприятие пришли новые топ-менеджеры.

— Каков уровень дотаций из бюджета Марий Эл?

— Скажем, до половины доходов города.

— Быть мэром в Волжске — сложная задача?

— Очень непростая. Законодательство нас поставило в такие рамки: хочется то или это — не получается. Не хватает где-то полномочий или прав. У нас в основном все обязанности. А рычагов мало, чтобы решать серьезные проблемы. Все строится на взаимоотношениях с руководителями предприятий, организаций.

— Будет объявлен конкурс на должность главы городской администрации. Подадите документы?

— Наверное, да. По большому счету, если люди посчитают, что я достоин... А если увижу, что агрессия какая-то, непонимание, — я слежу за интернетом, дискуссиями, которые там ведутся, — если увижу, что не пользуюсь авторитетом, то все просто и ясно. Я в жизни всегда так и старался, чтобы не стыдно было в глаза людям смотреть. Считаю, это мое достоинство.

— Результаты последних избирательных кампаний показывают, что представители власти в Волжске непопулярны. Чем недовольны люди?

— Не скажу, что результаты у нас хуже, чем в Йошкар-Оле. Не думаю, что население недовольно конкретным человеком. Да, конечно, любой, кто у власти, — он как под микроскопом.

То, что деньги вкладываются не в Волжск, а в Йошкар-Олу, это видно, конечно. А с другой стороны, почему бы и нет. Надо было сделать так, чтобы столица нашей республики была привлекательным городом. Привлекательный внешне и инвестиционно. Но и в Волжске появляется программа комплексного развития города. Она работает сейчас.

— Почему кинотеатр не работает?

— Здание хорошее, старинное, по волжским меркам. Чтобы восстановить его, нужны приличные деньги. Мы сейчас восстановили здание музея, бывшее здание горкома партии. Долго искали инвестора для восстановления кинотеатра. Неравнодушные люди нашлись. К ним подключился почетный житель нашего города батюшка Александр, настоятель Волжского храма. Восстановление должно завершиться в 2020 году. Это наша гордость, очень красивое место.

 

 

 
 
 

 

— Вы состоите в «Единой России»?

— Нет, я беспартийный. Но сочувствующий, скажем так.

— Глава Марий Эл допустил теоретическую возможность избрания мэром Волжска представителя оппозиции. В вашем городе это возможно в случае, если депутаты-единороссы проголосуют за такого кандидата. Можно ли считать слова Леонида Маркелова посылом властям Волжска выбирать, не руководствуясь политическими предпочтениями, а критериями профессионализма?

— Я, если честно, не слышал того, о чем вы говорите. Но — пожалуйста, я не против. Пусть попробует, кто хочет, нелегкий хлеб главы администрации.

— Но ведь депутаты-единороссы, узнав, что вы сочувствуете их партии, будут голосовать за вас.

— Поддержат, значит, поддержат. У меня никаких амбиций нет на этот счет. Я стараюсь жить и работать правильно. Ну, если примут, проголосуют — у нас же все проходит открыто. Я знаю всех так называемых оппозиционеров. Лично. Давно.

— Насколько их идеи или критика здравые?

— Я никакую сторону не поддерживаю, я нейтральный человек. Но одно дело сидеть и критиковать, а другое — делать. А что, откровенно говоря, за все эти годы они сделали? Отреставрировали памятник Ленину. Чем-то еще могут похвастаться кроме критики? Все они бизнесменами стали, успешными — что, при советской власти? Кто создал условия для того, чтобы они сейчас стали бизнесменами?

А так получается, что если что-то и делается в городе, то делается «Единой Россией». А критика идет от КПРФ. Я считаю, что это неправильно.

— Охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию в Волжске с хозяйственной точки зрения.

— Здесь живут нормальные, неравнодушные люди, которые болеют за свой город. Результат будет, если объединиться, если приложить усилия. Экономически сложновато, да. Очень хромает система ЖКХ. Хотя в этой сфере проделана большая работа: тепловые сети, электрические, водопровод. даже по сравнению с тем, что было пять лет назад, не сравнить. Я вспоминаю время, когда по трое суток не было света в городе.

— Когда это происходило?

— В начале 1990-х. А сейчас, считаю, у нас хорошо реализуется программа переселения из аварийного жилья. Снесли 62 барака. На очереди — еще 32. Ведется строительство новых многоквартирных домов.

 

Глава горкома КПРФ Андрей Калугин: Если Маркелов скажет — изберут хоть кого

Городской комитет КПРФ в Волжске, где назначена встреча с руководителем горкома Андреем Калугиным, расположен рядом с городским стадионом. Стадион — аварийный. Так его охарактеризовали спортивные чиновники в недавнюю предвыборную кампанию, когда предвыборный штаб коммунистов решил пригласить в Волжск музыкальную группу «Сябры». Кресел на трибунах нет, сидеть зрителям негде. При этом на стадионе проходят домашние матчи местной футбольной команды в чемпионате республики. Поддерживать ее приходят полторы сотни болельщиков — спонсоры с Марбума. Они оборудовали местную VIP-ложу.

 

 

 
 
 

 

— Вы посмотрите на пол, — местный тренер по боксу и член регкома КПРФ Геннадий Николаев устраивает небольшую экскурсию по единственному на весь город спортзалу, примыкающему к стадиону. — На ремонт денег нет, такой ответ слышим уже очень много лет. Я сейчас покажу свое помещение — там все сделано за мой счет, на деньги, которые я нашел и смог вложить.

Затем мы поднимаемся на второй этаж — здесь занимаются борцы. Пол в спортзале накрыт большим матом во всю длину и ширину помещения. Со стен и потолка свисают клочья отстающей штукатурки. Окна изнутри затянуты полиэтиленовой пленкой. В таких условиях здесь готовят юных борцов, которые побеждают не только йошкар-олинских соперников, но и выигрывают призы на межрегиональных и российских соревнованиях.

 

 

 
 
 

 

Кабинет руководителя отдела физической культуры, спорта и по делам молодежи администрации Волжска Евгения Мещерякова расположен в этом же здании. Он не отказывается от общения. Соглашается, что содержание спортивных объектов финансово затратно и проблемы есть. Но строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Волжске, заложенного несколько лет назад, может и состояться, говорит он, — если деньги в бюджете будут заложены. По планам строительство ФОКа в городе должно начаться в 2017 году. Спортивный чиновник был одним из кандидатов на должность мэра весной 2016 года. Подробностями своей программы он делиться не хочет, но объясняет, что шел в том числе потому, что видит проблемы в городском хозяйстве. Впрочем, на предстоящий конкурс подавать документы не намерен.

Возвращаемся к коммунисту Калугину.

— Республика не берет стадион на баланс, — рассказывает он. — В поселке Приволжский, это по соседству, тысяч пять населения. Так там современный Дворец спорта строят. Волжск у Маркелова — как проклятый. Местные даже приписывают ему обещание превратить наш город в деревню.

 

 

 
 
 

 

Первый секретарь горкома КПРФ считает, что единственный кандидат, который сможет решить проблемы Волжска — Николай Семёнов. Семёнов производственник, руководит одним из успешных предприятий города и недавно стал депутатом Государственного совета.

— У него есть инициатива, энергия и желание работать. А эти сидят там — день прошел и ладно.

Калугин рассказывает историю мэров Волжска. Всенародно избранным был единственный из них, Николай Свистунов. Он отработал два срока. Свистунов критиковал главу Марий Эл Леонида Маркелова, они, что называется, не ужились вместе. Противостояние закончилось уголовным делом и лишением свободы для бывшего мэра. Сейчас он живет в Санкт-Петербурге.

— После Свистунова был Фещенко, месяца два. Он, как и Процко, с Марбума, был главным инженером. Потом — Островский. Никакой мэр был. Года три-четыре просидел. Когда его представляли депутатам, говорили, что он временный руководитель, на месяц-два, пока не найдется другой. А он задержался. Ну а потом пришел Сенченко. Он бывший волжанин. Как и я, за несколько лет до меня, он возглавлял в свое время горком партии. Мне приходилось с ним пересекаться. Он работал директором автотранспортного предприятия, бизнесом занимался. Потом уехал в Йошкар-Олу по семейным обстоятельствам. Ну а потом его нам в качестве мэра прислали. И вот он лет шесть-семь ездил утром из Йошкар-Олы, вечером — из Волжска.

— Должность мэра в Волжске — проблемная?

— Да. На этой должности нужно быть самостоятельным, требовать от правительства республики чего-то. Надо местную публику держать в узде — я имею в виду руководителей предприятий. А с таким набором качеств человека не было и нет. Временщики были. Маркелов денег им дал, они поделили и сидят, руками разводят: «У нас денег нет. Чего от нас хотите?».

— Как это преодолеть?

— Раньше были планы развития города: собирались строить троллейбусные линии, набережную делать, новые микрорайоны. За десять лет, с 1980-го по 1990-й, построили микрорайон Машиностроитель. 25 тысяч жителей, больше, чем в Козьмодемьянске. Домов 80. Это значит, что десять домов в год строили. А сейчас хорошо, если один дом за десять лет. И то — по программе переселения. Сейчас никто из руководителей не расскажет, какие перспективы у города.

Сейчас вот батюшку местного попросили кинотеатр восстановить помочь. Он несколько лет назад собрал деньги на установку бюста Пушкину. Но масштабы-то разные. Не потянет кинотеатр какая-нибудь частная инициатива. Это государственная проблема.

Что происходит в здравоохранении: закрыли детскую поликлинику, санчасть, всех посокращали. Плохо для населения, для врачей хорошо. У нас 15 минут до Зеленодольска, это Татарстан. Стали устраиваться туда. Зарплата больше — тысяч по 40. Очередь даже возникла из желающих работать там. Здесь получают меньше.

— Вот вы говорите про Семёнова. Но ведь невозможно же его избрать в городском собрании, где все депутаты из «Единой России».

— Все мы знаем друг друга хорошо, но когда до политики дело доходит — они руками разводят. Но если Маркелов им скажет — изберут хоть кого. Все 22 будут за. Ну, может быть, кого-нибудь для проформы заставят воздержаться.

— Кого поддержит власть?

— Да хоть кого! Хоть уборщицу. Если мэр не будет за Волжск бороться, не будет никого. Тихое загнивание.

 

Депутат Госсобрания Марий Эл от КПРФ Николай Семёнов: Все делят деньги, но не думают, как заработать

Директора предприятия «Диск», одного из претендентов на пост мэра весной 2016 года Николая Семёнова в Волжске во время поездки не оказалось. Интервью с ним удалось записать ранее: представитель КПРФ получил мандат депутата Госсобрания республики вместо отправившегося в Госдуму Сергея Казанкова и приехал в Йошкар-Олу.

 

Николай Семёнов

 

— Вы намерены участвовать в новом конкурсе на должность мэра Волжска?

— Намерен. Дальше посмотрим, как это все решится. Жизнь сложная, кривая вывезет или не вывезет. Вы понимаете, что там происходит, как происходят эти выборы? Вот сейчас я был на Дне депутата, там сообщили, в каком состоянии республика. Для того, чтобы дороги в республике привести в нормальное состояние, по оценкам «Марийскавтодора», нужно 40 миллиардов рублей. А у нас доходная часть — 25 миллиардов. При этом разговоры идут о том, как разделить деньги, но не говорится о том, как заработать.

— В чем основная проблема Волжска? Почему руководители не задерживаются в городе?

— Не те люди, наверное, руководят. Мэра должно избирать все население города. Вот вам пример: Сергея Николаевича Процко утвердило городское собрание, они его избрали. Кому он сделал первое заявление об отставке? Главе региона. Не тем, кто его избирал! Понимаете, в этом весь смысл: кто, как и кем руководит. Поэтому я и говорю: необходимо, чтобы ответственность была не перед одним человеком, а перед жителями города. Только так.

— Насколько сложное положение в Волжске сейчас?

— Волжск пока еще большой город, будем говорить так. Что такое город, какие у него атрибуты? В городе нет кинотеатра, нет стадиона. Разница между бюджетами в республике различна. Надо их не просто выравнивать, надо стимулировать. У нас получается так: Йошкар-Ола зарабатывает больше, у нас забирают лишние деньги — отдают в районы, в которых ничего не делается.

 

Во время подготовки материала председатель Городского собрания Волжска Надежда Ленькова была в отпуске, поэтому встретиться с ней и задать вопросы о предстоящем конкурсе на должность мэра города не удалось. Информации о приеме документов от кандидатов в мэры на сайте городского собрания нет.