Выставка «Диалоги. Синтез искусств», которая открылась 3 ноября в сыктывкарском центре культурных инициатив «Югöр», — вторая по счету. Впервые художники разных направлений объединились в небольшие группы, чтобы написать «портрет города», два года назад. Сейчас, как и в 2014 году, музыканты, фотографы, актеры, писатели составляли ментальную карту Сыктывкара. Но в этот раз появился акцент: художники так или иначе обращались к дереву. Так они решили отреагировать на вырубки, произошедшие в последние годы в Сыктывкаре.

 

Анжела Разманова

 

Куратор выставки Анжела Разманова пояснила, что художники разных направлений объединились в несколько групп, в которых и работали в течение последнего месяца. Поскольку опыт и техники у всех разные, многие проекты получились на стыке разных искусств.

— Мы, жители этого города, небольшого, столичного, провинциального, теплого, холодного, очень странного города, — находимся здесь в добровольной ссылке. И мы отделяемся друг от друга. А вот такая выставка на короткое мгновение жизни позволила дышать одним воздухом, жить одной музыкой. Выставка странная, сложная, красивая, — сказала Анжела Разманова на открытии.

 
 
 

Перед открытием выставки с журналистами пообщались несколько авторов. В одной из групп вместе работали фотограф и дизайнер Анелия Лянцевич, ученый Елена Качанова и журналист Дарья Федоркова.

— Летом я увидела, что Лена выкладывает в соцсети свои фотографии — макросъемку разных объектов. Меня это впечатлило, — рассказала Анелия Лянцевич. — А когда Анжела Разманова предложила участвовать в проекте, я представила свой сольный проект, но потом я вспомнила о Лене. Тогда я, Даша Федоркова и Лена стали думать над проектом. В итоге мы объединили снимки Лены, архивные снимки ее отца. Я компоновала, а Даша Федоркова написала текст.

 
 
 

Над большой инсталляцией из тканей и одежды, на которых были напечатаны снимки из соцсетей, работал фотограф Игорь Самолет. Сшивать ее части помогала Анна Богданова.

— Я давно занимаюсь фотографией. Она нарративная, повествовательная. И от этого устаешь. И я сейчас пытаюсь разрушить повествовательность фотографии, перевожу ее в разные материалы. И это один из таких опытов. Получился сшитый вместе комок личных вещей. Такой проект не мог появиться еще лет 10 назад: не было соцсетей, нельзя было распечатать вот так на ткани фотографии. На этих фотографиях есть люди, которые когда-то жили в Сыктывкаре, а сейчас уехали в Москву, — рассказал Игорь Самолет.

 
 
 

Фотограф и видеограф Александр Антипин из Санкт-Петербурга представил архивные снимки, сделанные в 1988 году в Коми.

— Я приехал в 1986 году по распределению, работал в «Молодежи Севера». Это было снято в 1988 году. Тогда приехали в Коми датчане, им дали два вагона, и мы ездили с концертами по всей Коми. Несколько лет назад я отсканировал эти пленки, прислал Мише Казанцеву. Он их отобрал, отпечатал. И мы взяли цитаты из репортажей «Молодежи Севера», — рассказал Александр Антипин.

 
 
 

Художник Кристина Овсянкина представила инсталляцию, в которой, по ее словам, граничат материальное и нематериальное.

— Я взяла знакомый мне материал — батик. И взяла незнакомую тему — проектирование платьев. И совместила новое и знакомое. Проект неожиданный получился. Это связь с городом, материальное и нематериальное, — сказала автор.

 
 
 

— Очень много работ связано с деревьями: у кого-то в тексте, у кого-то снимки, у кого-то печать на ткани. Это неслучайно. Когда мы собирались, мы обсуждали это. В городе есть проблема — массовые вырубки деревьев. В наших работах — «привет» тем, кто лишил нас деревьев, — сказала Анелия Лянцевич.

 
 
 

Выставка будет работать в «Югöре» до 11 декабря.